Структурное подразделение: Центр изучения проблем центральных банков (Трунин П.В.)

Руководитель работ: Трунин Павел Вячеславович, доктор экономических наук, директор научно-исследовательского центра, Центр изучения проблем центральных банков, ИПЭИ

Сроки выполнения:  2020 год.

Актуальность исследования: СМИ всегда были ключевым источником информации о текущем состоянии экономики для населения. В теоретических исследованиях выделяются несколько механизмов воздействия появления новости на принимаемые экономические решения. Во-первых, статьи, содержащие сведения о намерениях властей, непосредственно приводят к пересмотру ожиданий экономическими агентами относительно инфляции и экономической активности. Во-вторых, существует асимметричная реакция экономических агентов на эмоциональную окраску новости, выражающаяся в более сильной реакции на негативные события из-за боязни значительных потерь благосостояния. В-третьих, исследователи допускают, что возможна эпидемиологическая модель формирования ожиданий, когда менее информированная часть населения принимает экономические решения на основе мнений и данных профессиональных аналитиков, обладающих квалифицированными навыками и знаниями в сфере экономики и политики.В цифровую эпоху все больше новостных источников доступны для изучения влияния распространения информации в интернете на экономические показатели. Человеческие возможности анализа больших объемов новостных статей ограничены в связи с высокими издержками на сбор и обработку информации вручную в реальном времени. По этой причине в эмпирических исследованиях применяются автоматическая выгрузка статей и методы машинного обучения, которые способны обрабатывать неструктурированные данные и предоставлять высокочастотные индикаторы экономических ожиданий. Для российской экономики это направление исследований не было изучено в полной мере. В этой связи актуальным остается оценка экономических показателей на основе анализа новостей.

Основная цель исследования: оценить высокочастотные экономические показатели на основе анализа новостей.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования: 

  • Обзор теоретических работ, описывающих механизмы влияния распространения информации на принятие решений экономическими агентами;
  • Анализ методов машинного обучения, используемых при обработке больших данных;
  • Подготовка массива экономических новостей для проведения анализа;
  • Разработка правила отбора текстов для создания массива экономических новостей;
  • Применение методов тематического моделирования для выделения тематических групп и ключевых слов;
  • Проведение анализа тональности для выделения положительных и отрицательных новостей;
  • Построение высокочастотных индикаторов экономических показателей;
  • Интерпретация полученных результатов и формулировка основных выводов.