Печать

Структурное подразделение: Центр изучения проблем центральных банков (Трунин П.В.)

Руководитель работ: Божечкова Александра Викторовна, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Центр изучения проблем центральных банков, ИПЭИ

Сроки выполнения:  2020 год.

Актуальность исследования: переход Банка России к режиму инфляционного таргетирования предполагает использование процентной ставки в качестве ключевого инструмента денежно-кредитной политики. С точки зрения теоретических представлений, одним из условий ненейтральности монетарной политики и, в частности, работоспособности процентного канала трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики является жесткость цен. Постепенная подстройка цен к шокам совокупного спроса, включая шоки монетарной политики, обусловленная издержками меню, затратами на поиск и обработку новой актуальной для принятия ценовых решений информации и т.д., определяет значимую реакцию показателей реального сектора на данные шоки. Причем чем выше жесткость цен, тем продолжительнее и интенсивнее оказывается влияние шока монетарной политики на реальные показатели. Поскольку решения об объемах инвестиций и производства принимаются фирмами, особый интерес представляет оценка степени жесткости цен производителей для различных секторов российской экономики и выявление особенностей распространения шоков в этих секторах с учетом гетерогенности параметра жесткости цен.Оценка степени жестокости цен имеет существенное значение при построении динамических стохастических моделей общего равновесия, позволяющих в свою очередь проанализировать продолжительность и степень распространения шоков на реальный сектор экономики. Выявление доминирующей модели ценообразования российских фирм может позволить Банку России более эффективно проводить денежно-кредитную политику, принимая во внимание специфику решений фирм об объемах инвестиций и производства. Так, например, доминирование среди фирм модели ценообразования, зависящего от времени, может свидетельствовать о том, что решения ЦБ, принятые в период, когда фирмы не меняют цены, может иметь более существенное воздействие на реальный сектор экономики, чем решения, принятые в период наиболее вероятного изменения цены (январь, 1-ый квартал). Существенным для принятия Банком России эффективных решений в области монетарной политики является оценка вклада частоты и величины пересмотра цен в инфляцию. В целом, эффективность политики инфляционного таргетирования и успешность достижения цели по инфляции во многом зависит от понимания процесса ценообразования в России на микроуровне как с позиции производителей, так и с позиции ритэйлеров.

Основная цель исследования: оценка степени жесткости цен производителей для РФ и выявление особенностей реакции различных отраслей на шоки монетарной политики с учетом гетерогенности параметра жесткости.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования: