Структурное подразделение: Лаборатория структурных исследований

Руководитель работ: Ведев Алексей Леонидович, д.э.н., заведующий научно-исследовательской лабораторией, Лаборатория структурных исследований, ИПЭИ

Сроки выполнения: 2022 год.

Актуальность исследования: Президентом Республики Узбекистан утверждена стратегия по развитию (Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года № УП-4947 «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан»). Кроме того, утверждена Государственная программа по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017  2021 годах в «Год диалога с народом и интересов человека». Реализация стратегии на практике требует оценки достигнутых результатов, с одной стороны (в т.ч. по приоритетным направлениям: совершенствование государственного и общественного строительства, направленное на дальнейшее усиление роли парламента и политических партий в углублении демократических реформ и модернизации страны, реформирование системы государственного управления, развитие организационно-правовых основ государственной службы, совершенствование системы «Электронное правительство», повышение качества и эффективности государственных услуг, практическую реализацию механизмов общественного контроля, усиление роли институтов гражданского общества и средств массовой информации; обеспечение верховенства закона и дальнейшее реформирование судебно-правовой системы, направленное на укрепление подлинной независимости судебной власти и гарантий надежной защиты прав и свобод граждан, совершенствование административного, уголовного, гражданского и хозяйственного законодательства, повышение эффективности системы противодействия преступности и профилактики правонарушений, полную реализацию принципа состязательности в судебном процессе, совершенствование системы оказания юридической помощи и правовых услуг; развитие и либерализацию экономики, направленные на дальнейшее укрепление макроэкономической стабильности и сохранение высоких темпов роста экономики, повышение ее конкурентоспособности, модернизацию и интенсивное развитие сельского хозяйства, продолжение институциональных и структурных реформ по сокращению присутствия государства в экономике, дальнейшее усиление защиты прав и приоритетной роли частной собственности, стимулирование развития малого бизнеса и частного предпринимательства, комплексное и сбалансированное социально-экономическое развитие регионов, районов и городов, активное привлечение иностранных инвестиций в отрасли экономики и регионы страны путем улучшения инвестиционного климата; развитие социальной сферы, направленное на последовательное повышение занятости и реальных доходов населения, совершенствование системы социальной защиты и охраны здоровья граждан, повышение социально-политической активности женщин, реализацию целевых программ по строительству доступного жилья, развитию и модернизации дорожно-транспортной, инженерно-коммуникационной и социальной инфраструктур, развитие сферы образования, культуры, науки, литературы, искусства и спорта, совершенствование государственной молодежной политики; обеспечение безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, осуществление взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики, направленные на укрепление независимости и суверенитета государства, создание вокруг Узбекистана пояса безопасности, стабильности и добрососедства, укрепление международного имиджа страны), а, с другой стороны, прогнозирование дальнейших трендов развития экономики благодаря росту инвестиционной привлекательности, мерам государственной поддержки и реализации инфраструктурных проектов.

Основная цель исследования: Повышение качества макроэкономических прогнозов, а также принимаемых решений в сфере обеспечения макроэкономической сбалансированности и устойчивого экономического роста в среднесрочной перспективе

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • Оценка информационных и аналитических ресурсов административных источников с позиции возможности и целесообразности их применения в расчетах официальных показателей статистики
  • Разработка единой системы статистических показателей (макроэкономика, бюджетная система, финансовые рынки, социальная сфера)
  • Разработка методики системной верификации переменных, представленных в сформированной интегрированной базе микроданных
  • Налаживание инструментов прогнозирования совокупного спроса и предложения
  • Внедрение современных методов макроэкономического моделирования, информационно-коммуникационных технологий в процессы принятия решений
  • Разработка макроэкономических моделей на основе построения институциональных финансовых балансов, матриц институциональных счетов
  • Создание системы проведения скоординированной макроэкономической политики посредством обеспечения согласованности мер в области монетарной и фискальной политики в целях сохранения макростабильности, а также создание системы контроля за сбалансированностью прогнозов.
  • Создание системы индикаторов раннего обнаружения негативных тенденций в экономике и на финансовых рынках.
  • Подготовка среднесрочного прогноза макроэкономических параметров развития Республики Узбекистан на вариантной основе.
  • Разработка моделей прогнозирования Валового внутреннего продукта (ВВП) и валового регионального продукта (ВРП), учитывающих особенности регионального развития.
  • Подготовка среднесрочного прогноза ВВП и ВРП регионов Республики Узбекистан и его составляющих, как со стороны спроса, так и предложения с учетом особенностей регионального развития.
  • Разработка эффективных инструментов по реализации макроэкономической политики и структурных реформ, направленных на обеспечение макроэкономической сбалансированности с учетом ориентации фискальной политики на стабильность государственного бюджета, стимулирование внутреннего и внешнего спроса, повышение значимости инструментов денежно- кредитной политики в стабилизации валютного и денежного рынка.
  • Разработка механизмов повышения конкурентоспособного экспортного потенциала экономики и привлечения прямых иностранных инвестиций, направленной на укрепление устойчивости платежного баланса страны.
  • Формирование эффективных инструментов по обеспечению ресурсной сбалансированности экономики и его стабильного энергообеспечения, повышения функциональности инженерно-коммуникационной, дорожно- транспортной инфраструктуры для экономического роста.
  • Улучшение методов и подходов в области анализа и подготовки качественных прогнозов макроэкономических показателей на уровне отраслей и секторов экономики, в целях создания инструментов более эффективного влияния на устойчивость экономического роста и создания необходимых условий с точки зрения их практического применения.
  • Определение прогнозных ориентиров в развитии экономики и подготовка плана практических мер по их достижению и налаживание системного мониторинга по достижению прогнозов.
  • Определение инструментов воздействия Минэкономразвития на обеспечение устойчивого экономического роста, повышение потенциала отраслей экономики, решение социальных вопросов и сокращения уровня бедности.
  • Разработка методических пособий и учебного плана для инструктажа ответственных сотрудников по работе с разработанной системой.