Структурное подразделение: Лаборатория структурных исследований

Руководитель работ: Аброскин Александр Сергеевич, д.э.н., доцент, ведущий научный сотрудник, Лаборатория структурных исследований ИПЭИ
 
Сроки выполнения:  2021 год.

Актуальность исследования: Снижение уровня бедности в России является одной из приоритетных национальных целей, сформулированных в Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05. 2018 г. №204. Основные ориентиры, механизмы и ресурсное обеспечение ее достижения в общей системе среднесрочных стратегических целей развития России определены Правительством РФ в рамках разработанного «Единого плана достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 г.» и «Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2024 года» (ОНДП). Достижение одной из приоритетных национальных целей развития РФ - снижение уровня бедности к 2024 г. в два раза - предполагает, в том числе:- обеспечение целевой поддержки наиболее проблемных групп населения; - расширение мер поддержки, предоставляемых на основе оценки нуждаемости населения; - организацию на региональном уровне учета малообеспеченных семей, нуждающихся в государственной социальной помощи;- разработку специальных региональных программ по снижению численности населения с доходами ниже прожиточного минимума. В комплексе предусмотренных мер особое значение имеют меры адресной социальной поддержки наиболее проблемных групп населения, которые в настоящее время определяются на основе денежных доходов, являющегося для органов социального обеспечения основным критерием при признании их нуждаемости. При этом из сферы учета исключены дополнительные факторы, определяющие реальный имущественный статус населения.Последний аспект имеет особую практическую значимость из-за недостаточной эффективности существующей системы мер социальной поддержки домашних хозяйств в условиях:- идентификации объектов социальной поддержки по формальным признакам на основе монокритерия среднедушевых денежных доходов без учета дополнительных характеристик домашних хозяйств;- использования компенсационного принципа и краткосрочного характера реализуемых мер;- доминирования в системе реализуемых мер монетарных трансфертов;- отсутствия соответствующей информационной основы для разработки типовых форм социальных контрактов с учетом имущественных характеристик домашних хозяйств.В этих условиях особые требования предъявляются к используемым методическим подходам к выявлению проблемных групп, от корректности которых в значительной степени зависит результативность мер, реализуемых для достижения соответствующих национальных целей. Уточнение критериев реальной нуждаемости населения также позволяет получить и более обоснованные оценки объемов ресурсного обеспечения, необходимого для их реализации.Актуальность разрабатываемой проблематики также определяется необходимостью уточнений содержания социальных контрактов, рассматриваемых в качестве наиболее перспективных механизмов обеспечения адресной помощи наиболее нуждающимся группам и категориям населения РФ.

Основная цель исследования: Разработка предложений по совершенствованию методологии учета немонетарных факторов при измерении уровня бедности в РФ.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • разработка методологической базы учета немонетарных факторов при построении многомерных оценок уровня бедности;
  • разработка методических подходов к включению немонетарных компонентов в систему оценок имущественного статуса населения;
  • разработка предложений по уточнению оценок уровня бедности в РФ с учетом немонетарных факторов;
  • разработка предложений по учету немонетарных факторов при разработке мер по снижению уровня бедности в РФ;
  • разработка предложений по совершенствованию системы первичного наблюдения и информационной базы для построения многомерных оценок уровня бедности в РФ с учетом немонетарных компонентов;
  • анализ перспективного международного опыта в области учета немонетарных факторов при измерении уровня бедности и разработка предложений по его использованию в российской практике;
  • изучение и описание лучших мировых практик, рекомендаций ВТамО, ВТО, ОЭСР, ВЭФ и других подобных организаций в исследуемой сфере.