Печать

Структурное подразделение: Центр региональной политики (Климанов В.В.)

Руководитель работ: Климанов Владимир Викторович, доктор экономических наук, доцент, директор научно-исследовательского центра, Центр региональной политики, ИПЭИ

Сроки выполнения:  2020 год.

Актуальность исследования: ключевым фактором ускорения экономического роста и реализации национальных целей и приоритетов является повышение инвестиционной активности и эффективности использовании инвестиционных средств при увеличении ресурсов и доли валового накопления в ВВП. Рост инвестиционной активности предполагает решение комплекса проблем, связанных с модернизацией производственного, трудового, социального и инновационного потенциала. Одной из системных задач национальных проектов является устойчивого развития российской экономики является формирование дополнительного спроса на промышленную и высокотехнологичную продукцию отечественного производства, увеличение объемов и качества товаров и услуг для внутреннего и внешнего рынков, создание высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора, формирование благоприятной деловой, инвестиционной и конкурентной среды для предприятий крупного, среднего и малого бизнеса. В этой связи актуализируются проблемы повышения производительности труда за счет развития человеческого капитала. Одним из главных рычагов правительства в управлении экономикой также является налогообложение. С одной стороны, налоги выступают основным источником государственных доходов, с другой, фискальная политика воздействует на поведение индивидуальных агентов и предприятий, причем воздействие часто имеет не линейную, а более сложную спецификацию. В этой связи актуален вопрос об агрегированном воздействии налогового режима на состояние экономики, мерой которого является темп экономического роста. Меры налоговой политики влияют через множество каналов, благодаря чему охват вопросов, исследуемых в данном направлении, крайне велик. Долгосрочные эффекты смягчения налоговой нагрузки зависят от принципа финансирования реформы: симметричного сокращения расходов государственного управления или возврата к высоким налоговым ставкам в будущих периодах. Согласно Указу Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 г., экспорт российской аграрной продукции в стоимостном выражении в ближайшие пять лет должен увеличиться в 1,8 раза до 45 млрд долл. к 2024 году. Для осуществления плана в рамках проекта по развитию экспорта продукции АПК в 2019-2021 годах планируется заключить не менее ста корпоративных программ международной конкурентоспособности по основным направлениям вывоза. В данный момент в России реализуется также проект по вовлечению российского бизнеса в закупки организаций системы ООН, где периодически публикуются тендеры на поставку оборудования и решений для сельского хозяйства по всему миру. Участие отечественных производителей аграрной продукции в данной программе также призвано помочь в развитии внешних продаж. Российским экспортерам часто не хватает информации о существующих правилах доступа на зарубежные рынки. В этой связи работе будут рассмотрены крупнейшие экспортные рынки российского продовольствия и проведен анализ применяемых там протекционистских мер. Достижение сформулированных в национальных проектах целей экономического и социального развития предполагает существенные изменения в функционировании рынков товаров, услуг труда и капитала, своевременное выявление ограничений и рисков развития. В этой связи принципиальное значение имеет исследования факторов изменений экономической ситуации, согласованности показателей и системы мер по реализации и финансированию национальных проектов, что и обуславливает актуальность и своевременность темы НИР.

Основная цель исследования: проведение систематизации факторов экономического развития, темпов роста ВВП и составляющих качества жизни населения России и ее регионов, в том числе проведение оценок влияния уровня и структуры налоговой нагрузки на темпы экономического роста, систематизацию существующих тарифных и нетарифных барьеров в странах - импортерах несырьевой продукции России (на примерах отдельных групп товаров).

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования: