Структурное подразделение: Лаборатория исследований налоговой политики (Милоголов Н.С.)

Руководитель работ: Милоголов Николай Сергеевич, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Лаборатория исследований налоговой политики, ИПЭИ

Сроки выполнения:  2020 год.

Актуальность исследования: планы по увеличению бюджетного финансирование проектов развития инфраструктуры ставят задачу поиска дополнительных источников доходов бюджета. В то же время в целях поддержания роста экономики и стимулирования частных инвестиций признаётся недопустимым увеличение налоговой нагрузки на труд и капитал. Однако значительную часть стоимости продукции компаний горно-добывающей промышленности составляет природная рента, размер которой зависит не от деятельности компаний, а от цен на сырьевых рынках и качества эксплуатируемых месторождений полезных ископаемых. Изъятие ресурсной ренты, осуществляемое отчасти в виде налога на добычу полезных ископаемых для нефтегазовой отрасли, не создает препятствий для производительной экономической деятельности и развития, но, напротив, повышает стабильность налоговых условий добывающих компаний в условиях меняющейся конъюнктуры на рынках сырья и уравнивает их с компаниями несырьевого сектора, а также реализует право государства распоряжаться национальными богатствами. В отношении твёрдых полезных ископаемых применяются ставки НДПИ, не отражающие в полной мере величину ренты, что делает актуальным поиск путей совершенствования налогообложения ТПИ в указанном направлении. В этой связи актуальной задачей является исследование целесообразности корректировки ставки налога на добычу полезных ископаемых на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на твердые полезные ископаемые, в Российской Федерации.

Основная цель исследования: исследование финансового механизма и разработка предложений по совершенствованию методологии налогообложения твердых полезных ископаемых в Российской Федерации в контексте экономической обоснованности при изъятии рентных и конъюнктурных доходов.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования: 

  • Исследование существующих теоретических подходов к расчету природной ренты и способов ее налогообложения (определение сущности природной ренты и предпосылок к её налогообложению; систематизация теоретических подходов к определению величины природной ренты и её изъятию налоговыми и иными способами).
  • Анализ и систематизация российской практики налогообложения природных ресурсов (ретроспективный анализ специфических механизмов налогообложения ресурсоориентированных отраслей с целью выявления применяемых методических подходов к изъятию природной ренты; систематизация особенностей текущей практики налогообложения добычи твёрдых полезных ископаемых; обзор предложений по совершенствованию налогового режима в отношении добычи твёрдых полезных ископаемых).
  • Изучение международного опыта налогообложения ресурсоориентированных отраслей (исследование особенностей налоговых режимов, применяемых к отраслям, связанных с эксплуатацией природных ресурсов и добычей полезных ископаемых, в ряде стран со значительной долей добывающей отрасли в ВВП; анализ специфики налогообложения твердых полезных ископаемых в этих странах; исследование неналоговых способов государственного изъятия сырьевой ренты в странах с развитыми рынками). 
  • Выработка методического подхода к расчету и налогообложению природной ренты для России в части твердых полезных ископаемых (разработка методики расчёта природной ренты в сфере добычи твердых полезных ископаемых; применение полученной методики к определению и расчёту налоговой базы для налога на добычу твёрдых полезных ископаемых; эмпирический анализ последствий альтернативных сценариев донастройки налога на добычу твёрдых полезных ископаемых с точки зрения доходов бюджета, состояния добывающей отрасли и развития экономики; практические предложения по совершенствованию НДПИ на твёрдые полезные ископаемые).
Реализация указанных задач внесет вклад в научную и практическую дискуссию относительно оптимального механизма изъятия рентных доходов в условиях переходной экономики.