Печать

Структурное подразделение: Лаборатория исследований международной торговли

Руководитель работ: Любимов Иван Львович, Ph.D, старший научный сотрудник, Лаборатория исследований международной торговли, ИПЭИ

Сроки выполнения:  2021 год.

Актуальность исследования: Увеличение темпов экономического роста является долгосрочной задачей, стоящей перед российским обществом. Без увеличения темпов роста российской экономики становится затруднительным решение первоочередных задач, в частности, сокращение уровня бедности. Понимание основных механизмов экономического ускорения является важным ингредиентом формирования действенной экономической политики. Одним из механизмов увеличения темпов роста экономики является диверсификация и усложнение экспорта, в результате которых экспортеры выходят на новые товарные и страновые рынки. Проблематика выхода на новые товарные рынки уже в достаточной мере нашла свое отражение как в академической и прикладной литературе, так и в стратегических и программных российских властей. В частности, выход на новые экспортные товарные и страновые рынки отражен или подразумевается как в стратегических документах, в частности, в указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации в период до 2024 г.», так и в программных документах, например, национальном проекте «Международная кооперация и экспорт». Что же касается обсуждения выхода на новые географические рынки в академической литературе, то пока лишь предстоит выяснить, какими эмпирически установленными чертами обладают те новые географические рынки, на которые могут выйти производители из догоняющих экономик, в том числе схожих с российской экономикой по своему уровню развития.

Основная цель исследования: Измерение эффекта от выхода на более развитые экспортные рынки для темпов роста догоняющих экономик.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

Измерение эффекта от изменения товарной и географической структур в экспортных корзинах развивающихся экономик для их темпов экономического роста; Определение новой структуры товарных и страновых рынков для российской экономики после изменений в структуре международной торговли, вызванной пандемией COVID-19. С точки зрения плана исследования, в ходе его реализации будут решены следующие задачи: