Печать

Структурное подразделение: Лаборатория исследований международной торговли (Кнобель А.Ю.)

Руководитель работ: Кнобель Александр Юрьевич, кандидат экономических наук, заведующий научно-исследовательской лабораторией, Лаборатория исследований международной торговли, ИПЭИ

Сроки выполнения:  2020 год.

Актуальность исследования: многочисленные эксперты сходятся в мнении о том, что необходимым условием обеспечения относительно высоких и устойчивых темпов роста российской экономики в среднесрочной и долгосрочной перспективе является выраженный рост производительности. В то же время, ряд исследований демонстрируют, что фирмы, которые участвуют в внешнеторговой деятельности, существенно отличаются по целому спектру показателей эффективности от предприятий, напрямую не вовлеченных в международную торговлю. В списке этих показателей находятся в том числе производительность предприятий и ее динамика. Однако вопрос о том, чем в большей степени вызваны эти различия, по большому счету остается открытым. Основная трудность в данном случае заключается в необходимости разделить непосредственный эффект экспортно-импортной деятельности на показатели фирмы и эффект отбора фирм на внешние рынки. В то же время, зависимость между различными показателями фирм, в том числе и интенсивностью участия во внешней торговле, может носить нелинейный и в целом комплексный характер, что затрудняет исследование этих зависимостей на основе упрощенных теоретических и эмпирических моделей. Возможным комплексным характером зависимостей зачастую пренебрегают и предполагают, что эффекты однородны среди всех предприятий или предприятий достаточно широкой группы. Такой подход является следствием ограниченности доступных данных по сравнению с количеством оцениваемых параметров. Однако современные методы обработки данных, в том числе методы машинного обучения, способны ослабить это ограничение, автоматизированным образом отбирая характеристики для включения в модель, что, в свою очередь, помогает более точно описывать экономические процессы.

Основная цель исследования: выявление и количественная оценка взаимосвязи между экспортной активностью и характеристиками российских предприятий.Механизмы влияния экспортной деятельности на показатели предприятий уже достаточно продолжительное время изучаются в экономической литературе. Эмпирические исследования данного вопроса позволяют говорить о том, что это влияние действительно наблюдается в данных, при этом оценки эффекта зачастую являются некоторым усреднением по всему множеству предприятий. В то же время, можно предположить, что выраженность влияния и даже его направление может также зависеть от тех или иных характеристик фирм, то есть, быть разнородным. Это возможность либо полностью игнорируется стандартными подходами по причине относительной нехватки данных по сравнению с количеством потенциально важных параметров, либо такая возможность допускается в достаточно упрощенном виде. Однако современные методы статистического анализа, в том числе с использованием машинного обучения, позволяют ослабить предположения об однородности эффектов. Решение данной проблемы позволит более точно по сравнению с традиционными подходами описать потенциальный эффект на российскую экономику от большей вовлеченности российских предприятий во внешнеторговую деятельность, а также позволит установить факторы, в наибольшей степени определяющие успешность российских фирм на мировых рынках. В совокупности результаты работы способны предоставить аргументы в пользу тех или иных направлений внешнеторговой и промышленной политики РФ, а также выявить группы предприятий, продвижению которых на внешних рынках необходимо способствовать в первую очередь.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования: