Структурное подразделение: Лаборатория исследований бюджетной политики

Руководитель работ: Соколов Илья Александрович, к.э.н., заведующий научно-исследовательской лабораторией, ИПЭИ

Сроки выполнения: 2022 год.

Актуальность исследования: Задачу по модернизации инфраструктуры и увеличению объема инвестиций российскую экономику государство пыталось решить, как посредством постоянного наращивания прямого бюджетного участия в инвестиционной деятельности (в т.ч., в этой целью был принят Комплексный план модернизации инфраструктуры), так и за счет правового стимулирования частных инвестиций (в т.ч., посредством принятия Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации). Оба направления нашли свое отражение в документах стратегического планирования. Этими документами, включая Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года», Государственную программу Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», были поставлены задачи по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению их доли в ВВП до 25 процентов. При этом, ввиду экономических проблем, вызванных пандемией коронавирусной инфекции в 2020-2021 гг., достижение плановых показателей по привлечению частных инвестиций усложнилось, в связи с чем в ближайшей перспективе государство останется крупнейшим (и основным) инвестором, осуществляющим капвложения как напрямую, так и косвенно, посредством субсидирования институтов развития, в также коммерческих и некоммерческих организаций, что обуславливает необходимость подробной регламентации вопросов, связанных с различными формами гос. участия в инвестиционном процессе. К 2019-2020 гг. в ст. 78-78.4 БК РФ, а также 79-80 БК РФ, был внесен ряд изменений, направленных на детализацию бюджетно-правового регулирования бюджетных инвестиций, осуществляемых в форме предоставления субсидий. В том числе, были определены особенности субсидирования юридических лиц без увеличения объема их уставного капитала, уточнены особенности субсидирования институтов развития, субсидирования и некоммерческих организаций, уточнен порядок отражения бюджетных инвестиций в ФАИП и т.д. В 2020-2021 гг. работа по совершенствованию бюджетного регулирования гос. инвестиций продолжилась на основании Распоряжения Правительства РФ от 31.01.2019 N 117-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах». Актуальность дальнейшего исследования вопросов управления бюджетными инвестициями подтверждается также положениями Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2024 года, Стратегией экономической безопасности РФ на период до 2030 года (утв. Указом Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208), Распоряжением Правительства РФ от 30.09.2018 N 2101-р «Об утверждении комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года», а также и иными актами и документами стратегического планирования. Актуальными остаются в т.ч. вопросы совершенствования стратегического и бюджетного планирования гос. инвестиций, обеспечения их непрерывности за рамками трехлетнего планового периода, вопросы о формах инвестиционной поддержки частного сектора, включая вопрос о соотношении мер по стимулированию частных инвестиций, а также прямой и косвенной бюджетной поддержки инвесторов и ряд иных управленческих и правовых вопросов.

Основная цель исследования: Выявление основных проблем и направлений совершенствования правового регулирования государственных инвестиций с учетом российского и международного опыта

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • Анализ российской и зарубежной практики регулирования процедур стратегического и бюджетного планирования государственных инвестиций
  • Анализ процедур обоснования инвестиций
  • Исследование вопроса о целесообразности обособления инвестиционных расходов (бюджет развития) и правовой фиксации закрепленных источников формирования таких фондов
  • Анализ механизмов обеспечения непрерывного финансирования долгосрочных инвестиционных проектов, включая вопрос о целесообразности использования инвестиционных облигаций
  • Анализ особенностей управления типовыми капитальными расходами
  • Разработка предложений по совершенствованию российского законодательства