Структурное подразделение: Лаборатория исследований бюджетной политикии

Руководитель работ: Дерюгин Александр Николаевич, старший научный сотрудник, Лаборатория исследований бюджетной политики, ИПЭИ

Сроки выполнения:  2021 год.

Актуальность исследования: Требование наличия долгосрочного бюджетного прогноза регионов как инструмента долгосрочного бюджетного планирования установлено статьей 11 Федерального закона N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 года, а также статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Для его успешного построения Министерством финансов РФ разработаны «Методические рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации по долгосрочному бюджетному планированию», которые дают достаточно полное представление о структуре, составе показателей и форме представления долгосрочного бюджетного прогноза. При этом несколько в стороне остается вопрос методологии расчета значений показателей, входящих в состав бюджетного прогноза. Вместе с тем, некачественная оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегических документов или антикризисных мероприятий, может привести к существенному снижению их эффективности или невозможности реализации. Таким образом, залогом устойчивости региональных бюджетов и эффективности проводимой бюджетной политики является не только само наличие бюджетного прогноза на долгосрочный период, но и применение адекватной методологии оценки его параметров. Необходимо отметить, что методические рекомендации разрабатывались в 2015 г., вследствие чего они не учитывают значительных изменений бюджетного законодательства (например, систему национальных проектов), так и последствий изменения внешних условий (вызванных пандемией коронавирусной инфекции). Поэтому действующие методические рекомендации требуют актуализации. Высокую актуальность представляет также анализ бюджетных последствий для регионов решений, принимаемых на федеральном уровне. Их учет в бюджетном прогнозе поможет избежать серьезных управленческих ошибок. Наличие грамотно составленного долгосрочного бюджетного прогноза также дает потенциальным инвесторам информацию о долгосрочной устойчивости бюджетной системы региона, а также о действиях властей в случае реализации тех или иных сценариев развития экономики, что сделает политику властей (а следовательно, и условия ведения бизнеса в регионе) более прозрачной и предсказуемой.

Основная цель исследования: Разработка инструментария для субъектов Российской Федерации по расчету показателей долгосрочного бюджетного прогноза на основе его взаимосвязи с другими стратегическим документами субъектов Российской Федерации

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • Анализ международного опыта, а также опыта Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по разработке и использованию долгосрочных бюджетных прогнозов;
  • разработка рекомендаций для субъектов Российской Федерации по определению структуры и содержания бюджетного прогноза на долгосрочный период субъекта Российской Федерации;
  • совершенствование методологических подходов к оценке параметров долгосрочного бюджетного прогноза регионов с учетом изменений бюджетного законодательства после 2015 г. и новых внешних шоков (пандемия коронавирусной инфекции);
  • разработка рекомендаций для субъектов Российской Федерации по применению долгосрочного бюджетного прогноза для апробации и оценки долгосрочных последствий федеральных и региональных решений, влияющих на сбалансированность региональных и местных бюджетов (в том числе в результате реализации внешних шоков).