Структурное подразделение: Лаборатория исследований бюджетной политики (Соколов И.А.)

Руководитель работ: Соколов Илья Александрович, кандидат экономических наук, заведующий научно-исследовательской лабораторией, Лаборатория исследований бюджетной политики, ИПЭИ

Сроки выполнения:  2020 год.

Актуальность исследования: субъекты Российской Федерации заключают целый комплекс соглашений об условиях предоставления межбюджетных трансфертов (включая дотации, субсидии и иные трансферты) на основании типовых форм, утверждаемых на федеральном уровне. Сложившаяся практика их заключения существенно ограничивает бюджетную самостоятельность регионов, особенно применительно к соглашениям об условиях предоставления дотаций. Бюджетная самостоятельность регионов всегда была ограничена как прямыми нормами федерального бюджетного законодательства (например, нормами, налагающими ограничения на дефицит и долг субнациональных бюджетов), так и практикой возложения на регионы новых расходных обязательств без передачи дополнительных доходных источников. Проблема обострилась с тех пор, как обязанность подписания соглашений с Минфином России об условиях получения дотаций с высокодотационных регионов была распространена на все регионы, получающие дотации (их доля в 2019 году составляет почти 86% от общего числа российских регионов). При этом перечень условий получения дотаций соглашениями фактически не ограничен, поскольку Минфину России предоставлено право при согласовании проекта регионального бюджета требовать внесения в него любых изменений. Поскольку базовой целью заключения соглашений является содействие финансовому оздоровлению и экономическому развитию субъектов Российской Федерации, важно исследовать, достигаются ли эти цели на практике. Актуальным представляется также анализ правоприменительной практики и результатов действия ряда неоднозначных норм законодательства, регулирующих вопросы заключения и исполнения соглашений об условиях предоставления дотаций, в том числе обоснованность обязательств, включаемых в соглашения с получателями дотаций, обоснованность применения санкций за неисполнение различных условий соглашений, обоснованность различий в условиях соглашений, заключаемых с субъектами Российской Федерации, находящимися в сопоставимых условиях и т.д. Условия предоставлении субсидий также претерпели серьезные изменения в связи с реализацией национальных проектов, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204. Если раньше обязательства регионов при получении субсидий сводились в основном к их целевому использованию, то для получения субсидий в рамках национальных проектов регионы должны принять на себя долю ответственности за достижение конечных целей и результатов национальных проектов, что не всегда представляется им реалистичным. Так, на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам от 08.05.2019 г. представители Счетной палаты Российской Федерации отмечали, что анализ национального проекта Жильё и городская среда показал, что только 11 процентов регионов полагает возможным достижение установленных показателей по увеличению объёмов жилищного строительства и расселению аварийного жилищного фонда с учетом выделяемых им федеральных субсидий; 15 считают значения установленных показателей недостижимыми, а 38 отмечают риск их недостижения. Необходимость поиска решения перечисленных проблем обусловливает актуальность настоящего исследования. Научная новизна и значимость проекта для дальнейших исследований в области бюджетных отношений: Несмотря на наличие большого числа исследований, посвященных межбюджетным отношениям и межбюджетным трансфертам, в них не затрагивается вопрос влияния условий предоставления трансфертов из федерального бюджета на бюджет и экономику субъектов Российской Федерации. Во многом это объясняется тем, что до 2017 года условия выдвигались главным образом при предоставлении целевых трансфертов, причем эти условия заключались преимущественно в использовании трансфертов по назначению. Широкая практика заключения соглашений при предоставлении дотаций и иных межбюджетных трансфертов является недавней новацией, поэтому ее исследование, с точки зрения влияния на бюджет и экономику регионов, получающих дотации, предполагает получение результатов, имеющих несомненную научную новизну.

Основная цель исследования: выявление соответствия практики заключения соглашений об условиях предоставления трансфертов из федерального бюджета принципам бюджетного федерализма и содействия финансовому оздоровлению и экономическому развитию субъектов Российской Федерации, а также оценка их влияния на достижение целей предоставления целевых трансфертов.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования: 

В процессе исследования будут решены следующие задачи: определение обоснованности обязательств, включаемых в соглашения с субъектами-получателями дотаций из федерального бюджета в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 1762, с точки зрения их конкретности, реализуемости и потенциального влияния на финансовое оздоровление и экономическое развитие субъектов Российской Федерации; определение обоснованности применения санкций за неисполнение различных условий соглашений с субъектами-получателями дотаций из федерального бюджета, с точки зрения наличия у органов власти субъектов Российской Федерации реальной возможности обеспечить их выполнение и влияния санкций на исполнение региональных бюджетов; определение обоснованности различий в условиях соглашений с субъектами-получателями дотаций из федерального бюджета, находящимися в сопоставимых условиях; оценка влияния отсутствия в соглашениях о предоставлении дотаций встречных обязательств Федерации по поддержанию сложившегося соотношения доходов и расходов субъекта Российской Федерации, на возможности исполнения соглашения субъектом Российской Федерации; оценка степени достижения целей финансового оздоровления и экономического развития субъектов Российской Федерации в результате заключения с ними соглашений о предоставлении дотаций; анализ соглашений о предоставлении субъектам Российской Федерации отдельных видов субсидий в рамках реализации национальных проектов на предмет выявления рисков привлечения субъектов Российской Федерации к ответственности за недостижение показателей, не полностью соответствующих их управленческим и бюджетным возможностям; анализ соглашений о предоставлении консолидированных субсидий на предмет оправданности укрупнения субсидий, с точки зрения, прозрачности их системы расходования и отчетности за достижение плановых результатов; выработка предложений, направленных на совершенствование условий предоставления отдельных видов межбюджетных трансфертов.