Печать

Структурное подразделение: Лаборатория исследований бюджетной политики (Соколов И.А.)

Руководитель работ: Соколов Илья Александрович, кандидат экономических наук, заведующий научно-исследовательской лабораторией, Лаборатория исследований бюджетной политики, ИПЭИ

Сроки выполнения:  2020 год.

Актуальность исследования: в настоящее время по результатам проверок, проводимых органами финансового контроля, в первую очередь выявляются незначительные процедурные нарушения, не связанные с хищениями и не имеющие принципиального значения для достижения целей национальных проектов. При этом органы финансового контроля квалифицируют в качестве неэффективного расходования бюджетных средств две совершенно различные ситуации: случаи сложно доказуемого хищения, совершенного без явных процедурных нарушений, и случаи недостижения получателем бюджетных средств программных показателей, нередко, завышенных и не полностью от него зависящих (в числе не полностью релевантных полномочиям органов государственной власти можно упомянуть задачу по удвоению численности граждан, трудоустроенных в малых и средних компаниях при том, что, по данным Росстата, за предыдущие восемь лет их численность увеличилась лишь на 3 %). Правовосстановительные действия, даже на основании представлений Счетной палаты, проводятся далеко не всегда; процент уголовных дел, как возбуждаемых, так и в особенности, доводимых до суда, по итогам последующего финансового контроля ничтожно мал.Таким образом, системы бюджетного контроля и ответственности за нарушения в сфере государственных расходов нельзя назвать эффективными. В частности, проблема отсутствия ответственности ФОИВов, нижестоящих публично-правовых образований и лично должностных лиц за достижение национальных целей развития упоминалась Президентом России на Заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам от 08.05.2019 г., а также Министром финансов и представителями Счетной палаты.Проблема осложняется тем обстоятельство, что институт ответственности за достижение целей национальных проектов не имеет ничего общего с разработанным в законодательстве институтом ответственности за бюджетные нарушения, поскольку в первом случае речь идет не о нарушениях. а о рациональности управленческих решений и эффективности бюджетных расходов.

Основная цель исследования: определение основных тенденций в области правового регулирования государственного финансового контроля и выявление направлений повышения его эффективности.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования: