Структурное подразделение: Лаборатория информационных технологий в управлении (Ковалев С.П.)
Руководитель работ: Ковалев Сергей Петрович, доктор экономических наук, заведующий научно-исследовательской лабораторией, Лаборатория информационных технологий в управлении, ИПЭИ
Сроки выполнения: 2020 год.
Актуальность исследования: здоровье и благополучие трудоспособного населения и их влияние на производительность и качество труда - это глобальные проблемы, связанные с экономическим успехом как хозяйствующих субъектов, так и всего государства.Еще в 2009 году Всемирный экономический форум учредил Workplace Wellness Alliance для решения проблем сбора данных и обмена знаниями во всем мире по программам оздоровления на рабочих местах и расчета возврата инвестиций таких инициатив. Результаты работы Альянса показали, что на каждый вложенный доллар в программу здоровья работающих компания возвращает до 10 долларов через снижение потерь производительности труда.Современные технологии производства минимизируют вредные и опасные условия труда, что приводит к снижению уровня профессиональных заболеваний и увеличению объема неинфекционных заболеваний в структуре временной нетрудоспособности работающих, что неизбежно влияет на снижение производительности труда. В этой связи требуется формирование принципиально новых подходов к организации управления профессиональным здоровьем и профессиональным долголетием трудоспособного населения, включающих в себя как применение современных информационных систем, обеспечивающих системный мониторинг состояния здоровья, так и использование модельных муниципальных и корпоративных программ, реализующих лучшие мировые практики, направленные на исключение факторов риска, профилактику неинфекционных заболеваний и формирование мотивации на ведение здорового образа жизни, что позволит обеспечить социально-экономические интересы российских индустриальных и иных компаний и всей страны в целом.
Основная цель исследования: разработка комплекса предложений по формированию инновационных подходов к управлению профессиональным здоровьем и профессиональным долголетием трудоспособного населения, обеспечивающих рост производительности и качества труда с использованием современных организационных и информационных технологий.
Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:
- Сохранение и укрепление профессионального здоровья трудоспособного населения.
- Снижение количества неинфекционных заболеваний трудоспособного населения.
- Повышение производительности и качества труда трудоспособного населения.
- Увеличение профессионального долголетия трудоспособного населения (с учетом корректировки пенсионного возраста).
- Выполнить анализ научных публикаций и нормативных правовых актов по проблеме экономического обоснования эффективных медико-социальных мероприятий по сохранению профессионального здоровья и продлению профессионального долголетия трудоспособного населения в стране и за рубежом.Изучить особенности структуры заболеваемости, инвалидизации и смертности трудоспособного населения страны.
- Исследовать влияние выполнения текущих национальных проектов на уровень сохранения профессионального здоровья и продления профессионального долголетия трудоспособного населения страны.
- Разработать рекомендации по совершенствованию медико-социальных и общественных отношений, а также медицинского и социально-экономического обеспечения в сфере сохранения профессионального здоровья и продления профессионального долголетия трудоспособного населения страны.
- Разработать правовое и экономическое обоснование внедрения комплекса организационных и медицинских мероприятий (корпоративных программ) по сохранению профессионального здоровья и продлению профессионального долголетия работников организаций, учреждений и компаний.
- Разработать методологии комплексной (правовой и экономической) оценки эффективности внедрения комплекса организационных и медицинских мероприятий (корпоративных программ) по сохранению профессионального здоровья и продлению профессионального долголетия работников организаций, учреждений и компаний.