Печать

Структурное подразделение: Центр экономики непрерывного образования

Руководитель работ: Семионова Елена Александровна, к.э.н., ведущий научный сотрудник, Центр экономики непрерывного образования, ИПЭИ

Сроки выполнения:  2021 год.

Актуальность исследования: С введением ОГЭ значительно вырос переход выпускников 9-ого класса в систему среднего профессионального образования (подготовка рабочих кадров и специалистов среднего звена). При этом как показывают расчеты далеко не все молодые люди, перешедшие в систему СПО, продолжают обучение в «своем» регионе. Соответственно возникают достаточно устойчивые направления образовательной миграции, связанной с получением среднего профессионального образования. После сдачи ЕГЭ выпускники школ в основном (80 и более процентов) поступают в высшие учебные заведения. При этом, как показывает Мониторинг эффективности школы, 8,5% собираются учиться в вузах Москвы и Санкт-Петербурга, еще примерно 14-16% в вузах других регионов. Таким образом, около 23-25% выпускников школ мигрирует из своих регионов в другие, чтобы получить высшее образование. Кроме того, есть регионы, где усиливается миграция в сопредельные страны, например, российский Дальний Восток, из регионов которого все больше молодых людей едет получать высшее образование в Китай. Одновременно стоит задача нарастить экспорт российского образования. Это предполагает рост в России численности иностранных студентов, что также связано с образовательной миграцией. «Внутри» проблемы образовательной миграции находится и проблема увеличения академической мобильности студентов и преподавателей, которая до сих пор в России практически не получила развития. Соответственно, необходимо определить те барьеры, которые сдерживают данный вид образовательной миграции и спрогнозировать ее направления, если указанные барьеры будут ликвидированы.

Основная цель исследования: Определить направления, вероятные масштабы, факторы, барьеры и последствия образовательной миграции в системах среднего профессионального и высшего образования.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

Для решения поставленных задач будут применяться следующие методы (методология) исследования:

Структура социологического исследования: