Печать

Структурное подразделение: Центр экономики непрерывного образования

Руководитель работ: Ломтева Елена Владимировна, к.п.н., доцент, старший научный сотрудник, Центр экономики непрерывного образования, ИПЭИ

Сроки выполнения:  2021 год.

Актуальность исследования: Реализация мероприятий федерального проекта «Молодые профессионалы» (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование» закладывает основу создания и функционирования в Российской Федерации системы профессиональных образовательных организаций, ориентированных на разные типологические группы решения задач региональной экономики с учетом пространственного развития Российской Федерации. Однако, несмотря на накопление значительного положительного опыта развития отдельных блоков системы СПО и наработку лучших практик, пандемия стала глобальным вызовом для системы СПО. Массовое закрытие профессиональных образовательных организаций и необходимость в кратчайшие сроки перейти на дистанционное обучение выявило ряд проблем: в 8-ми субъектах Российской Федерации дистанционные образовательные технологии не применяется ни для подготовки квалифицированных рабочих и служащих, ни для подготовки специалистов среднего звена; доля обучающихся в Российской Федерации с применением электронного обучения и дистанционных форм не превышает 20% от общей численности обучающихся; педагоги и мастера производственного обучения не обладают необходимыми компетенциями для интегрирования цифровых технологий в образовательный процесс. В 2019 году повышение квалификации в области ИКТ прошли всего 6% педагогов и мастеров производственного обучения от общей численности педагогических работников. Наибольшие затруднения вызвала организация практической части подготовки в связи с отсутствием необходимых у ПОО ресурсов. Деформация рынка труда, связанная с пандемией, приведет к росту молодежной безработицы, а изменение структуры спроса на рынке труда к необходимости развития сферы дополнительного образования с применением дистанционных форм обучения. Повышенный интерес со стороны выпускников школ к системе СПО требует анализа ресурсного обеспечения региональных систем среднего профессионального образования, а повышение минимального значения вступительных баллов по ЕГЭ в организации высшего образования приведет к дополнительной нагрузке на систему СПО, которая не готова к данным изменениям. Увеличение нагрузки на региональные системы СПО приведет к трансформации сети профессиональных образовательных организаций и, соответственно, иным подходам к управлению и финансированию системы СПО.

Основная цель исследования: Определить направления трансформации региональных систем среднего профессионального образования и оценить объемы необходимых ресурсов, связанных с указанными изменениями.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования: