Структурное подразделение: Центр экономики непрерывного образования

Руководитель работ: Тищенко Алексей Сергееви, к.э.н., старший научный сотрудник, Центр экономики непрерывного образования, ИПЭИ

Сроки выполнения:  2021 год.

Актуальность исследования: Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования является одной из целей Национального проекта «Образование», достижение которой предполагает обновление содержания образования, создание современной инфраструктуры, повышение профессионализма педагогических работников, внедрение эффективных механизмов управления образованием. Мониторинг, направленный на выявление ключевых социально-экономических проблем отрасли, позволяет повысить качество принимаемых управленческих решений и обеспечить достижение устойчивых результатов и целевых показателей. Вместе с тем сложившаяся в мире и России эпидемиологическая ситуация в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), которая внесла существенные изменения в функционирование системы образования, требует анализа вызовов и последствий пандемии для системы образования. Пандемия коронавируса привела к массовому переводу образовательного процесса в дистанционный режим, введению особых условий завершения учебного года, организации летней оздоровительной кампании, а также проведения государственной итоговой аттестации в 2020 году, что потребовало внесения существенных изменений в нормативно-правовую базу в сфере образования. В сложившейся ситуации вопросы нормативного обеспечения системы образования, содержания и практики применения нормативных правовых актов, функционирования системы образования в новых условиях, удовлетворенности участников образовательных отношений результатами деятельности требуют дополнительного исследования. Оценка рисков и последствий пандемии для системы образования является актуальной исследовательской проблемой. Доступность и качество общего образования обеспечиваются кадровыми, инфраструктурными и финансовыми ресурсами, которые должны соответствовать современным запросам и потребностям на электронные средства и дистанционное обучение, повышению вариативности образовательных программ. Необходимо объективно оценить текущее и будущее состояние региональных систем общего и дополнительного образования, выявить и минимизировать риски достижения ожидаемых результатов государственных программ и проектов с учетом возможностей использования информационно-коммуникационных технологий в регулярном образовательном процессе.

Основная цель исследования: Оценка состояния региональных систем общего образования и прогнозирование их развития с учетом последствий пандемии коронавируса.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • Провести сравнительную оценку региональных особенностей развития систем общего образования и дополнительного образования детей в контексте обеспечения единства образовательного пространства;
  • Проанализировать доступность дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет;
  • Провести оценку доступности дополнительного образования детей (особенно в сельской местности и ПГТ);
  • Исследовать возможности реализации общеобразовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
  • Провести сбор и обработку социологических данных о проблемах развития региональных систем общего и дополнительного образования детей (в том числе использования дистанционных технологий обучения).