Структурное подразделение: Центр экономики непрерывного образования

Руководитель работ: Клячко Татьяна Львовна, д.э.н., директор научно-исследовательского центра, Центр экономики непрерывного образования, ИПЭИ

Сроки выполнения:  2021 год.

Актуальность исследования: Достижение целей Национального проекта «Образование» и Национального проекта «Наука» в разрезе обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования; обновления технической и кадровой обеспеченности научно-образовательных центров. С целью выполнения задач национального проекта «Наука», включающих объединение образовательных и научных организаций, планируется анализ научной составляющей в бюджетах университетов, а также перспективы расширения их научной деятельности.

Основная цель исследования: Оценить потенциал научных исследований в вузах различного профиля и возможности высших учебных заведений по привлечению бюджетного и внебюджетного финансирования на проведение НИР

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • Проанализировать принципы, моделей и механизмы финансирования научных исследований в системе высшего образования в России и за рубежом;
  • Разработать подходы (методологию) к оценке влияния объемов бюджетного и внебюджетного финансирования научных исследований на развитие вузов как научно-образовательных комплексов (центров);
  • Проанализировать нормативно-правовые акты, регулирующие финансирование научных исследований в российских вузах и доходность от их внедрения;
  • Проанализировать воздействие создаваемых научно-образовательных центров мирового уровня на распределение финансовых ресурсов в системе высшего образования России;
  • Оценить текущий объем финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических разработок (НИОКРиТ) гражданского назначения в вузах разных профилей по укрупненным группам специальностей и направлений (УГСН), отдельным направлениям и видам деятельности за последние три года.
  • Определить влияние финансирования вузовской науки на развитие вузов разных профилей.