Структурное подразделение: Центр экономики непрерывного образования (Клячко Т.Л.)

Руководитель работ: Клячко Татьяна Львовна, доктор экономических наук, директор научно-исследовательского центра, Центр экономики непрерывного образования, ИПЭИ

Сроки выполнения:  2020 год.

Актуальность исследования: к настоящему времени достаточно полно и комплексно исследованы процессы, связанные с функционированием системы непрерывного образования, предоставлением и получением его услуг, в том их формы и источники оплаты.Актуальность настоящего исследования определяется, с одной стороны, задачами модернизации российской экономики, в соответствии с которыми должен осуществляться рост квалификации и профессиональная переподготовка кадров, особенно по приоритетным направлениям социально-экономического развития. Существующая система повышения квалификации, достаточно хорошо отлаженная и изученная, ориентирована, главным образом, на повышение квалификации кадров в отраслях, имеющих для этого финансовые ресурсы, но не обязательно являющихся приоритетными для развития экономики. С другой стороны, непрерывное образование должно охватывать различные группы населения с тем, чтобы обеспечить их потребности, как в социальном, так и в профессиональном развитии. Для приоритетных отраслей экономики и социальной сферы необходимо разработать механизмы реализации непрерывного профессионального образования, создать финансовые условия и разнообразные источники финансирования с тем, чтобы обеспечить оказание широкого спектра услуг в различных форматах. При такой постановке проблемы возникает необходимость в постоянном мониторинге развития указанной системы, оценки происходящих в ней изменений с точки зрения потребностей соответствующих приоритетных отраслей и различных групп потребителей: студенческой молодежи, занятого населения, работодателей, работников предпенсионного возраста, а также неработающее население, в том числе пенсионеров. Проведение указанного мониторинга особенно актуально в контексте реализации Национальных проектов Образование, Демография, Здравоохранение и входящих в них соответственно Федеральных проектов Новые возможности для каждого, Старшее поколение и Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами. Развитие социальных и профессиональных знаний и компетенций различных групп населения также обеспечит достижение таких национальных целей, как борьба с бедностью, продление сроков активной жизни старшего поколения, повышение производительности труда, ускорение технологического развития страны и вхождения России в число пяти крупнейших экономик мира.

Основная цель исследования: оценка развития системы непрерывного образования и возможностей ее использования для социального, дополнительного и дополнительного профессионального образования различных групп населения.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования: 

  • Анализ международного опыта развития потребности в непрерывном образовании (формальном и неформальном) различных групп населения (не менее 3-х стран);
  • Разработка концептуально-методологического аппарата исследования непрерывного образования (формального и неформального) как механизма социального и профессионального развития различных групп населения России (студенты вузов, занятое население в разрезе регионов и отраслей экономики и социальной сферы, работники предпенсионного и пенсионного возрастов, неработающие граждане пенсионного возраста);
  • Разработка инструментария выявления и анализа потребности в непрерывном образовании (формальном и неформальном) различных социальных групп студенческой молодежи, занятого населения и работодателей, работников предпенсионного и пенсионного возрастов, неработающего населения, включая пенсионеров;
  • Проведение 8-ой волны мониторинга системы непрерывного (формального и неформального) образования;
  • Разработка модели непрерывного образования, удовлетворяющего потребности различных социальных групп в социальном и профессиональном развитии;
  • Разработка механизмов целевой ориентации системы непрерывного образования на потребности различных социальных групп российского общества (студенческой молодежи, занятого населения и работодателей, работников предпенсионного и пенсионного возрастов, неработающего населения, включая пенсионеров).