Структурное подразделение: Центр экономики непрерывного образования (Клячко Т.Л.)

Руководитель работ: Клячко Татьяна Львовна, доктор экономических наук, директор научно-исследовательского центра, Центр экономики непрерывного образования, ИПЭИ

Сроки выполнения:  2020 год.

Актуальность исследования: Достижение цели Национального проекта Образование - обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и решение поставленной в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 задачи модернизации профессионального образования - требует анализа последствий проведенных в данной сфере институциональных реформ и их воздействия на организационно-экономическое поведение высших учебных заведений.Качественный анализ механизмов управления системой высшего образования, ее экономики, которые сложились в последние 20 лет в результате реализации институциональных реформ, необходим для повышения эффективности деятельности как системы ВО в целом, так и отдельных вузов, а также их определенных групп (региональных, отраслевых, вузов одного профиля). При этом все более важной становится проблема получения достоверной и актуальной информации о функционировании системы ВО с тем, чтобы выработать адекватные новым условиям механизмы управления и экономические модели. Кроме того, повышение эффективности деятельности требует выделить те последствия и риски для развития системы высшего образования и ее элементов, которые возникли в процессе проведения тех или иных институциональных реформ, как уже считающихся завершенными, так и реализуемых и намечаемых к реализации. Национальный проект Образование в Федеральном проекте Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования), в подпроекте Глобальная конкурентоспособность высшего образования продолжает линию развития, сформировавшуюся в рамках Проекта 5-100: его будут осуществлять до 2024 г. и расширять без проведения оценки его воздействия на развитие системы высшего образования и конкретных вузов, в том числе тех, которые долгие годы являются участниками указанного проекта. Федеральный проект Экспорт образования предполагает включение российского высшего образования и практически всех вузов в серьезную конкуренцию на мировом образовательном рынке. Это также ставит вопрос об осмыслении произошедших перемен (особенно организационно-экономических) в системе ВО в связи с проведенными институциональными реформами и теми возможностями, которые они создают для решения новых амбициозных задач.

Основная цель исследования: оценить воздействие институциональных реформ в системе высшего образование на ее развитие, а также на механизмы управления и экономики вузов.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования: 

  • проанализировать международный опыт проведения институциональных реформ высшего образования и их воздействия на управление и экономику университетов;
  • проанализировать последствия институциональных реформ на развитие российской системы высшего образования, отдельных вузов и их групп (в региональном, отраслевом разрезах, по профилям вузов);
  • разработать модель, позволяющую оценивать воздействие различных факторов, в том числе проведенных институциональных реформ, на развитие системы высшего образования;разработать предложения по изменению управленческих и финансово-экономических механизмов, действующих в российской системе высшего образования.