Структурное подразделение:  Центр технологий государственного управления

Руководитель работ:  Южаков Владимир Николаевич, Директор научно-исследовательского центра, Доктор философских наук

Сроки выполнения: 2023 год.

Актуальность исследования: Повестка развития становится «главной, выходит на первый план» и мы уже не можем позволить себе «откладывать на потом своё развитие (Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации 2016 года). Делается акцент на то, что «развитие – это ключевой фактор благосостояния народов» (Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о международных отношениях, вступающих в новую эпоху, и глобальном устойчивом развитии», 4 февраля 2022 года).  В этой связи, развитие – во множестве его проявлений - все чаще оказывается предметом пристального внимания российского государства, в том числе в формате государственного управления. В этом контексте Президентом России Указом от 21.07.2020 №474 «О национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года» утверждены национальные цели развития страны, реализуемые через систему национальных проектов. Указом Президента Российской Федерации от 8 ноября 2021 г. № 633 поставлена задача совершенствования системы стратегического планирования, которое должно позволить создать условия, в том числе, «для достижения целей и реализации задач социально-экономического развития Российской Федерации». В государственных органах идет разработка, принятие и реализация различных инструментов развития - целей, концепций, стратегий, программ, проектов, «дорожных карт», бюджетов развития.   При этом развитие в самых разных сферах деятельности все больше рассматривается не только как цель, но и как средство решения задач и проблем людей, бизнеса, общества, страны и самого государства, в том числе и прежде всего – экономических и социальных проблем граждан и бизнеса. Использование развития как средства решения государственным управлением различных проблем, возможно и необходимо, на наш взгляд, благодаря тому, что развитие является специфическим ресурсом такого решения - источником принципиально (существенно, качественного и необратимо) нового материала и потенциала для него. На этом основании делается и вывод о специфическом характере возрастания роли государства в отношении развития – «сейчас возрастание роли государства  связано не с высокой определенностью, а, напротив, с высокой неопределенностью технологического прогресса и структурных приоритетов .  В такой ситуации государство должно выступить инвестором последней инстанции.» (Мау В.А. В новых условиях государство становится инвестором в последней инстанции / Интервью ТАСС, 12 января 2022 г.).Все это позволяет предположить, что особенное внимание к развитию и возможная специфическая выгода от него связаны с тем, насколько успешно документы и инструменты развития, действия по развитию понимают и учитывают возможности развития как особого (специфического) ресурса в решении задач и проблем граждан, бизнеса, общества и государства, в том числе и прежде всего – экономических и социальных проблем граждан и бизнеса. При этом в условиях растущей неопределённости, в том числе связанной с нестабильностью и ограничениями внешней среды, ключевую роль, на наш взгляд, играет инструментальный подход к развитию: не обеспечение широкого фронта развития, а «точечное» (адресное) использование ресурса развития для решения конкретных проблем - там, где это оказывается возможным и дает надежду на наиболее существенный качественно новый результат не только самого развития, но и решаемых с его помощью проблем. Однако, в настоящее время отсутствуют: как специальное исследование возможности постановки вопроса о использования развития в качестве  специфического ресурса решения государственным управлением проблем, в том числе, граждан и бизнеса в экономической и социальной сфере; так  методология локального и выборочного использования инструментов развития как реакции на неопределённость и управления неопределённостью при решении указанных проблем.

Основная цель исследования: Анализ практики и перспектив использования развития как особого ресурса государственного управления для решении экономических и социальных проблем граждан и бизнеса

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

1) Разработка методики анализа и оценки практики и перспектив использования развития как особого ресурса государственного управления для решения экономических и социальных проблем граждан и бизнеса.

2) Анализ наличия и особенностей теоретических подходов к использованию развития как особого ресурса государственного управления для решения экономических и социальных проблем граждан и бизнеса.

3) Анализ и оценка особенностей понимания и использования развития как особого ресурса государственного управления для решения экономических и социальных проблем граждан и бизнеса, в том числе при разработке и  реализации политик развития в экономике и социальной сфере, включая наиболее значимые инструменты развития.

4) Анализ и оценка перспектив использования развития как особого ресурса государственного управления для решения экономических и социальных проблем граждан и бизнеса, в том числе при разработке и  реализации политик развития в экономике и социальной сфере, включая наиболее значимые инструменты развития.

5) Разработка предложений по совершенствованию стратегических документов и инструментов политик развития в экономике и социальной сфере в интересах повышения результативности и эффективности использования развития в этих сферах деятельности как ресурса для решения экономических и социальных проблем граждан и бизнеса.