Структурное подразделение: Центр технологий государственного управления

Руководитель работ: Южаков Владимир Николаевич, д.ф.н., профессор, директор научно-исследовательского центра, Центр технологий государственного управления, ИПЭИ

Сроки выполнения:  2021 год.

Актуальность исследования: Реформа контрольной и надзорной деятельности (КНД) предусмотрена Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации до 2024 года как одна из ключевых мер по улучшению инвестиционного климата. Ее успешная реализация в значительной степени зависит от внедрения процедур внешнего мониторинга и оценки ее результатов с позиции всех адресатов органов государственного контроля (надзора), подконтрольных объектов и граждан как конечных бенефициаров КНД. До настоящего времени в рамках мониторинга и оценки реформы основное внимание уделялось оценке влияния ее мероприятий на деятельность самих контрольно-надзорных органов (в рамках индекса качества администрирования КНД) и бизнеса (в рамках индекса административной нагрузки на бизнес). Однако при проведении данных оценок в основном исследовалось наличие и частично уровень административных издержек бизнеса, связанных с КНД, тогда как оценка влияния деятельности контрольно-надзорных органов (в т.ч. проводимых ими проверок) на качество и безопасность продукции, производственных процессов и объектов не учитывается при проведении мониторинга. Отсутствует и практика системного учета уровня регулятивной нагрузки и административных издержек, связанных с проведением проверок.Результаты проведенных авторским коллективом социологических исследований в сфере результативности государственного контроля (надзора) показывают, что хозяйствующие субъекты все реже отмечают положительное влияние государственного контроля на уровень защищенности охраняемых законом ценностей. Например, если в 2017 г. 34,6% опрошенных хозяйствующих субъектов отмечали скорее положительное влияние деятельности органов государственного контроля, то в 2020 г. таких было лишь 27,4%. Согласно опросу 2020 г., лишь 17% проверок приводят к реальному повышению безопасности продукции, 29,4% - к повышению безопасности производственных процессов, 20,8% - к повышению безопасности производственных объектов. Следует отметить, что и административные издержки хозяйствующих субъектов сохраняются на высоком уровне. Так, по данным социологического опроса хозяйствующих субъектов 2020 г., средние расходы бизнеса, связанные с проведением одной проверки, составляли 38,8 тыс. руб., что существенно выше оценки расходов по итогам аналогичного опроса 2017 г. (21,1 тыс. руб.). 42,4% хозяйствующих субъектов в 2020 г. оценивали сложность выполнения обязательных требований как очень высокую или скорее высокую; 35% опрошенных отмечали избыточность обязательных требований. Успешная реализация мер государственной поддержки и стимулирования экономической активности, восстановления экономики требует проведения регулярного мониторинга уровня регулятивной нагрузки на бизнес и оценки результативности государственного контроля (надзора) с позиции хозяйствующих субъектов. В этой связи проведение НИР, позволяющей оценить динамику оценки бизнесом данных параметров, представляется актуальным и своевременным. Новизна исследования заключается в сборе и обобщении эмпирических данных об оценке бизнесом результативности и эффективности КНД и регулятивной нагрузки с учетом реализации мер по совершенствованию государственного контроля (надзора) и мер «регуляторной гильотины». В планируемом исследовании предполагается также впервые в российской практике оценить влияние уровня доверия хозяйствующих субъектов контрольно-надзорным органам на уровень соблюдения хозяйствующими субъектами обязательных требований.

Основная цель исследования: Оценка динамики обоснованности, результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности государства с позиции бизнеса в 2017-2021 гг.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • Проведение репрезентативного социологического опроса хозяйствующих субъектов по вопросам оценки качества контрольно-надзорной деятельности государства и регулятивной нагрузки;
  • Выявление оценки обоснованности, результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности государства с позиции бизнеса в 2021 г;
  • Выявление оценки бизнесом влияния «регуляторной гильотины» на уровень регулятивной нагрузки;
  • Выявление ключевых факторов, влияющих на соблюдение хозяйствующими субъектами обязательных требований;
  • Проведение анализа динамики оценок представителями хозяйствующих субъектов обоснованности, результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности государства в 2021 г. по сравнению с уровнем 2017 г. и 2020 г. в том числе, в части влияния контрольно-надзорной деятельности на качество и безопасность продукции, безопасность производственных процессов;
  • Проведение анализа динамики оценок представителями хозяйствующих субъектов обоснованности, результативности и эффективности наиболее массовых видов государственного контроля (надзора);
  • Сбор и анализ статистических данных, материалов иных исследований, характеризующих влияние реформы контрольно-надзорной деятельности на бизнес;
  • Проведение комплексной оценки результативности и эффективности реформирования контрольно-надзорной деятельности, включая оценку влияния сокращения числа контрольно-надзорных мероприятий в рамках реализации мер по ограничению распространения коронавирусной инфекции в 2020 г. на уровень защищенности от контролируемых государством рисков, административную и регулятивную нагрузку на бизнес;
  • Разработка предложений по итогам оценки качества контрольно-надзорной деятельности с позиции бизнеса.