Структурное подразделение: Центр технологий государственного управления (Южаков В.Н.)

Руководитель работ: Южаков Владимир Николаевич, доктор философских наук, профессор, директор научно-исследовательского центра, Центр технологий государственного управления, ИПЭИ

Сроки выполнения:  2020 год.

Актуальность исследования: реформа контрольной и надзорной деятельности (КНД) предусмотрена Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации до 2024 года как одна из ключевых мер по улучшению инвестиционного климата. Ее успешная реализация в значительной степени зависит от внедрения процедур внешнего мониторинга и оценки ее результатов с позиции всех адресатов органов государственного контроля (надзора), подконтрольных объектов и граждан как конечных бенефициаров КНД. До настоящего времени в рамках мониторинга и оценки реформы основное внимание уделялось оценке влияния ее мероприятий на деятельность самих контрольно-надзорных органов (в рамках индекса качества администрирования КНД) и бизнеса (в рамках индекса административной нагрузки на бизнес). Однако при проведении данных оценок в основном исследовалось наличие и частично уровень административных издержек бизнеса, связанных с КНД, тогда как оценка влияния деятельности контрольно-надзорных органов (в т.ч. проводимых ими проверок) на качество и безопасность продукции и производственных процессов не учитывается при проведении мониторинга. Таким образом, создается ситуация, при которой любое снижение административных издержек бизнеса, в том числе в ущерб обеспечению безопасности охраняемых законом ценностей, трактуется как положительное достижение реформы.На старте реформы государственного контроля (надзора) в 2017 г. РАНХиГС провела репрезентативный социологический опрос хозяйствующих субъектов РФ, выявивший что лишь 19,5% проверок, проведенных контрольно-надзорными органами, привели к повышению безопасности продукции хозяйствующих субъектов; повышению безопасности производственных процессов способствовали 36,1% проверок. Внедрение риск-ориентированного подхода к организации КНД, оптимизация обязательных требований, в том числе, в рамках проведения регуляторной гильотины, призваны существенно повысить эффект от деятельности контрольно-надзорных органов. Для оценки реального влияния данных мер на деятельность хозяйствующих субъектов и предполагается оценить динамику результативности и эффективности КНД государства с позиции бизнеса. Такая оценка, дополненная анализом статистических данных, позволит сформулировать предложения по совершенствованию КНД в целом и по отдельным наиболее массовым видам государственного контроля (надзора).

Основная цель исследования: оценка с позиции бизнеса динамики результативности и эффективности контрольно-надзорной государства. на основе методики оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования: 

  • корректировка методики проведения оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности государства с позиции бизнеса;
  • проведение репрезентативного социологического опроса хозяйствующих субъектов по вопросам оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности государства;
  • выявление оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности государства с позиции бизнеса в 2020 г.;
  • проведение анализа динамики оценок представителями хозяйствующих субъектов результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности государства в 2020 г. по сравнению с уровнем 2017 г., в том числе, в части влияния контрольно-надзорной деятельности на качество и безопасность продукции, безопасность производственных процессов;
  • проведение анализа динамики оценок представителями хозяйствующих субъектов результативности и эффективности наиболее массовых видов государственного контроля (надзора);
  • сбор и анализ статистических данных, материалов иных исследований, характеризующих влияние реформы контрольно-надзорной деятельности на бизнес;
  • проведение комплексной оценки результативности и эффективности реформирования контрольно-надзорной деятельности;
  • разработка предложений по итогам оценки результативности и эффективности реформирования контрольно-надзорной деятельности.

По итогам исследования будут получены следующие результаты:

  • оценка результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности государства с позиции бизнеса в 2020 г.;
  • анализ динамики оценки представителями хозяйствующих субъектов результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности государства в 2020 г. по сравнению с уровнем 2017 г., в том числе, оценка влияния контрольно-надзорной деятельности на качество и безопасность продукции, безопасность производственных процессов;
  • анализ динамики оценки хозяйствующими субъектами результативности и эффективности наиболее массовых видов государственного контроля (надзора);
  • комплексная оценка результативности и эффективности реформирования контрольно-надзорной деятельности;- выводы и предложения по итогам оценки результативности и эффективности реформирования контрольно-надзорной деятельности.