Структурное подразделение: Центр научно-технической экспертизы

Руководитель работ: Куракова Наталия Глебовна, д.б.н., директор научно-исследовательского центра, Центр научно-технической экспертизы, ИПЭИ

Сроки выполнения:  2021 год.

Актуальность исследования: Высокие темпы формирования новых рынков, созданных высокотехнологичными товарами и услугами, предполагают доступность финансирования ранних этапов проектов полного инновационного цикла. Поэтому наличие соответствующих источников капитала, в том числе эффективно работающего венчурного сектора, становится важнейшим фактором конкурентоспособности национальных экономик. Вопросы привлечения и наращивания инвестиционных ресурсов, обеспечивающих развитие экономической системы страны в целом и новых высокотехнологичных индустрий в частности, всегда находились в фокусе внимания органов государственного управления. На современном этапе задача экономического развития России неразрывно связана с увеличением инвестиционной активности в высокотехнологичных секторах экономики, прежде всего, со стороны государственных корпораций и компаний с государственным участием. Эффективным механизмом поддержки формирования устойчивых преимуществ российских компаний в текущих условиях могло бы стать форсированное развитие венчурного капитала. В России необходимость формирования венчурной индустрии была в полной мере осознана в начале XXI в., а практическим ответом на этот запрос стало создание в 2006 г. Российской венчурной компании (РВК) как государственного фонда фондов и ключевого института развития венчурного рынка России. Несмотря на многочисленные меры, предпринятые в рамках развития национального венчурного сектора, по данным РВК, объем российского венчурного рынка в 2019 г. составил всего лишь 520 млн долл. При этом следует учесть, что текущее замедление темпов экономического развития, скорее всего, отразится на российском венчурном рынке еще большим снижением и без того невысоких показателей. Те же риски относятся и к сектору корпоративного венчурного финансирования, представленного в России не более двадцатью фондами, созданными крупными компаниями. Между тем, на директивном уровне тема необходимости развития корпоративных венчурных инвестиций в нашей стране была поднята в поручениях Президента России еще в 2011 г. и 2014 г. Однако государственным корпорациям и компаниям с государственным участием для выполнения этих директивных указаний по созданию в своих структурах специальных подразделений или венчурных фондов необходима гармонизация деятельности по развитию венчурного капитала со всеми государственными институтами. Наиболее остро, по мнению руководителей корпораций, стоит вопрос об определении критерия, по которому используемые бюджетные средства перестают считаться таковыми в получаемой бизнесом прибыли. Дополнительными ограничениями для активного использования корпоративного венчурного капитала являются недостаточное регулирование отрасли и отсутствие налоговых послаблений, что также снижает мотивировку руководителей крупных компаний использовать такой вид инвестирования. Актуальность разработки новых подходов к снижению барьеров, препятствующих увеличению инвестиционной активности государственных корпораций и компаний с государственным участием в венчурные фонды, связана с новым, уже третьим Поручением Президента России от 01.04.2020 г. № Пр-614. Согласно этому Поручению Минэкономразвития России и Минфину России необходимо «с учетом ранее данных поручений проанализировать практику создания и работы специальных подразделений и венчурных фондов государственных корпораций и компаний с государственным участием, а также иных инструментов, применяемых такими компаниями в целях финансирования развития высоких технологий», а также «представить предложения по созданию механизмов, позволяющих увеличить объем инвестиций государственных корпораций и компаний с государственным участием в венчурные фонды, в том числе за счет возможного инвестирования средств специализированным фондом в иные венчурные фонды, а также по возможности создания совместных венчурных фондов».

Основная цель исследования: Разработка методических подходов к решению проблемы увеличения инвестиционной активности государственных корпораций и компаний с государственным участием в венчурный капитал на основе адаптации международной практики реализации моделей государственной поддержки венчурной индустрии к российским условиям.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • Выполнить классификацию механизмов государственной поддержки национальной венчурной индустрии, применяемых в мировой практике, на основе которой определить оптимальные параметры российской модели поддержки венчурного бизнеса.
  • Проанализировать практику создания и функционирования специальных подразделений и венчурных фондов государственных корпораций и компаний с государственным участием в целях их стратегического развития.
  • Рассмотреть механизмы, позволяющие увеличить объем инвестиций государственных корпораций и компаний с государственным участием в венчурные фонды, в том числе, за счет создания совместных венчурных фондов и возможного инвестирования средств специализированным фондом в иные венчурные фонды.
  • Разработать предложения по совершенствованию модели государственной поддержки венчурного бизнеса с использованием достижений мировой практики и российского опыта создания венчурной индустрии.