Структурное подразделение: Центр научно-технической экспертизы (Куракова Н.Г.)

Руководитель работ: Куракова Наталия Глебовна, доктор биологических наук, директор научно-исследовательского центра, Центр научно-технической экспертизы, ИПЭИ

Сроки выполнения:  2020 год.

Актуальность исследования: актуальность НИР определена постановкой национальной цели ускорение технологического развития Российской Федерации. Современным вектором трансформации мировой экономики стала глобальная инновационная гиперконкуренция, а ее ключевым фактором является продолжительность жизненного цикла инновационного продукта. Борьба за глобальные рынки, сформированные высокотехнологичными товарами и услугами, утратила в настоящее время межстрановой характер и превратилась в конкуренцию между отдельными технологическими консорциумами, способными сокращать жизненный цикл нового рыночного продукта. Важную роль ускорителей жизненного цикла выполняют инжиниринговые компании. В полном инновационном цикле НИР НИОКР прототип опытное производство серийное производство прототипирование располагается, в так называемой, долине смерти, когда государство и институты развития перестают поддерживать проект из-за приобретения им очевидной коммерческой направленности, а индустриальных партнеров, потенциальных бенефициаров созданного научно-технологического задела, не удовлетворяет достигнутый в академическом или вузовском секторе уровень готовности созданной технологии. Поэтому не менее 95% новых технологий, разработанных в секторе генерации знания в Российской Федерации, не доходят до стадии серийного производства. Решение проблемы прерывания полного инновационного цикла связано, согласно мировой практике, с развитием инжиниринговых центров на предприятиях промышленности и на базе технических вузов. Если в индустриально развитых странах понятие инжиниринг уже применяется в качестве определения самостоятельной промышленной отрасли, то законотворческая деятельность Совета по инжинирингу и промышленному дизайну при Минпромторге России, Комитета по инжинирингу Совета Федерации в России до сегодняшнего дня оставляет нерешенными целый ряд проблем нормативно-правового регулирования, организации и государственной поддержки инжиниринговой деятельности. Инжиниринг в России не узаконен как форма деятельности и вид услуг, что порождает неопределенность механизма оплаты инжиниринговых работ комплексного управления процессом создания высокотехнологичного продукта, времени исполнения всего проекта и ответственности сторон, что делает невозможным масштабирование инжиниринговых компетенций. Острейшей проблемой отечественного инжиниринга остаются условия финансирования инжиниринговых компаний и стоимость банковских продуктов, поскольку последние рассматривают инжиниринг как высоко рискованный вид бизнеса. Следствием существующих барьеров является неразвитость инжиниринговой экосистемы в РФ: из 40 тыс. компаний, в графе деятельности которых (по данным ЕГРЮЛ) указано инжиниринг, лишь 778 компаний принимают участие в конкурсах на выполнение инжиниринговых работ и только 108 компаний реально участвуют в выполнение инжиниринговых работ. Для сравнения в Германии функционируют 48 тыс. инжиниринговых компаний, деятельность которых осуществляется при поддержке государственной программы с объемом финансирования 18 млрд евро в год. Благодаря мерам господдержки инжиниринг как вид деятельности становится один из основных драйверов наукоемких секторов экономики индустриально развитых стран. Современное позиционирование инжиниринговой компании как партнера для комплексного решения задач технологического развития и совместного создания дополнительной ценности, как показывает зарубежный опыт, является наиболее продуктивным и требует использования принципиально новых механизмов реализации. Поэтому особую актуальность приобретает разработка подходов к решению организационно-управленческих, финансово-экономических и структурных проблем, сдерживающих развитие инжиниринговой деятельности в Российской Федерации.

Основная цель исследования: разработка теоретических оснований и методического подхода к развитию индустриального инжиниринга для обеспечения производства наукоемкой продукции на различных этапах ее жизненного цикла.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования: 

  • Проанализировать опыт поддержки инжиниринговой деятельности в индустриально развитых странах и разработать предложения по адаптации лучших зарубежных практик к современных условиям российской экономики. Оценка объема государственного финансирования национальных инжиниринговых компаний в индустриально развитых странах, подготовлен обзор международных стандартов инжиниринговых услуг, охарактеризованы особенности международных инжиниринговых услуг на современном этапе, предложен прогноз развития индустриального инжиниринга, раскрыты механизмы сетевого взаимодействия инжиниринговых центров. Разработаны предложения по стимулированию локализации в России лучших зарубежных практик.
  • Выявить и структурировать ключевые проблемы управления инжиниринговой деятельностью в Российской Федерации с последующей разработкой предложений по их разрешению. Обзор организационно-управленческих, финансово-экономических и структурных проблем, сдерживающих развитие инжиниринговой деятельности в Российской Федерации, включающих низкую конкурентоспособность технологий проектирования, отсутствие единого нормативного определения инжиниринговой деятельности и установленных требований к инжиниринговым компаниям, отсутствие кодов ОКВЭД, ОКПД, ТН ВЭД соответствующих видам работ в рамках оказания инжиниринговых услуг, отсутствие льгот по налогам и прочим обязательным платежам, отсутствие инструментов финансовой поддержки инжиниринга в Российской Федерации и др.). Подходы к актуализации требований к профессиональным компетенциям в области инжиниринга, к разработке государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в части обеспечения инжиниринговой деятельности, к стимулированию развития инжиниринга за счет предоставления льгот по налогам и прочим обязательным платежам и изменений требований к условиям контрактов (договоров) на инжиниринг.
  • Выполнить оценку эффективности мер государственной поддержки, обеспечивающих создание инжиниринговых центров и развитие экспорта инжиниринговых услуг. Обзор мер государственной поддержки инжиниринговых центров, созданных на базе исследовательских университетов, крупных компаний реального сектора экономики, а также малых инжиниринговых компаний (субъектов малого и среднего предпринимательства). Выполнен анализ развития экспорта отечественных инжиниринговых услуг. Разработка механизмов грантовой поддержки создания и развития инжиниринговых центров на базе ведущих образовательных и научных организации и сети отраслевых инжиниринговых центров, предложений по развитию и масштабированию программы государственной поддержки региональных центров инжиниринга и созданию и развитию в Российской Федерации центров технического превосходства на базе частных компаний.
  • Разработать рекомендации по развитию инжиниринга в Российской Федерации, включающие организацию федерального статистического наблюдения за показателями развития отрасли инжиниринга в Российской Федерации и создание реестра российских инжиниринговых компаний. Подготовка предложений по формированию инструментов финансовой поддержки инжиниринга в Российской Федерации, реализуемых институтами развития.