Структурное подразделение:  Центр исследований конкуренции и экономического регулирования

Руководитель работ:  Моросанова Анастасия Андреевна, Научный сотрудник, Кандидат экономических наук

Сроки выполнения: 2023 год.

Актуальность исследования: Сфера больших данных (Big Data) – одна из самых динамично развивающих сегодня в России и в мире. Вместе с тем правовое регулирование Big Data – один из актуальных и нерешенных вопросов как в России, так и в других странах мира. Паспорт национальной программы РФ «Цифровая экономика» включает задачи по разработке и принятию федеральных законов, направленных на обеспечение «благоприятных условий для сбора, хранения и обработки данных», в том числе определение порядка обезличивания и использования персональных данных, определение правил доступа и обработки общедоступных данных. В 2021 году Росстандарт утвердил ГОСТ Р «Информационные технологии. Большие данные. Обзор и словарь», являющийся первым этапом стандартизации использования больших данных. С одной стороны, есть спрос на усиление регулирования цифровых монополий, работающих с большими данными в связи с возникающими угрозами конфиденциальности, демократии и общественному благополучию. С другой стороны, чрезмерное регулирование быстро развивающейся сферы может нанести значительный ущерб инновационной активности и снизить, в конечном итоге, общественное благосостояние. Крупнейшие цифровые платформы выступают цифровыми «привратниками» для продавцов, рекламодателей, разработчиков приложений и других компаний, использующих инфраструктуру платформ для получения доступа к потребителям. Платформы обладают беспрецедентным объемом актуальных, разнообразных данных о пользователях, что приводит не только к росту рыночной власти и появлению барьеров входа на рынок новых игроков, но и создает возможности для ценовой дискриминации, манипулирования поведением потребителей и других злоупотреблений большими данными. В текущих условиях наблюдаются значительные изменения экономических процессов в России и мире, которые касаются в том числе цепочек поставок и производства оборудования, способного обработать большие объемы информации, а также форм выхода с российского рынка крупных социальных сетей, компаний-агрегаторов и других компаний, использующих технологии BD. Остаются нерешенными актуальные вопросы: отвечает ли действующее законодательство и имеющийся регуляторный инструментарий угрозам, возникающим в сфере отношений по поводу Big Data, в частности на фоне новых вызовов перед экономикой России? В каком объеме должны регулироваться данные, чтобы не создавать запретительно высокие издержки для добросовестных участников рынка и отрицательные эффекты для общественного благосостояния? Каким образом можно было бы оценивать эффекты регулирования в сфере отношений по поводу больших данных?

Основная цель исследования: Выявить сравнительные преимущества и недостатки структурных альтернатив регулирования отношений по поводу сбора, хранения, обработки и передачи прав на большие данные, а также сформулировать предложения по совершенствованию регулирования данной сферы в России.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

1. Выявить экономические и правовые особенности функционирования рынков больших данных, релевантные для целей проведения конкурентной политики и защиты персональных данных.

2. Обосновать необходимость различий в подходах к регулированию обращения больших данных среди цифровых компаний и компаний реального сектора экономики.

3. Провести анализ соотношения антимонопольных рисков компаний, связанных с использованием больших данных, и структуры рассматриваемого рынка.

4. Выявить критерии, по которым можно отнести индивидуализированное и динамическое ценообразование на основе анализа больших данных к практике ценовой дискриминации.

5. Определить возможные направления развития рынка больших данных с учетом новых вызовов, стоящих перед экономикой России.

6. Предложить рекомендации по внесению изменений (в случае необходимости) в действующие нормы регулирования отношений по поводу больших данных в России и в порядок их применения.