Структурное подразделение:  Центр исследований конкуренции и экономического регулирования

Руководитель работ:  Курдин Александр Александрович, Старший научный сотрудник, Кандидат экономических наук

Сроки выполнения: 2023 год.

Актуальность исследования: Новые вызовы, возникшие в 2022 году перед российской экономикой в связи с изменением внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации, требуют пересмотра приоритетных направлений, задач и механизмов реализации конкурентной и промышленной политики. Особенность этого пересмотра состоит в том, что создание эффективно работающего рыночного механизма с сильными конкурентными стимулами и формирование диверсифицированного спектра высокотехнологичных отраслей экономики по лекалам группы промышленно развитых стран или передовых развивающихся стран теперь не обеспечивают стабильного экономического развития. Ограничения на возможности интеграции в мировую экономику, важной для реализации траектории первой или второй группы стран, требуют выработки особых экономических рецептов, специфических для сложившейся ситуации, но учитывающих и негативный опыт стран, шедших по пути экономической изоляции. Существенным фактором в рамках разработки этих решений служат и особенности как политических механизмов в современной России, так и действующих механизмов экспертной поддержки в форматах общественных советов, экспертных советов, общественного обсуждения нормативных актов и других, которые зачастую не позволяют результативно использовать имеющийся экспертный потенциал. Нестандартный характер новой структуры конкурентной и промышленной политики требует намного более активного экспертного сопровождения, позволяющего (а) простимулировать экспертов к выработке принципиально новых моделей конкурентной и промышленной политики, выходящих за пределы ранее предлагавшихся ими подходов, (б) обеспечить возможности разработки, апробации и реализации новых моделей конкурентной и промышленной политики со стороны государственных органов невзирая на паттерны их предшествующего развития и устоявшиеся шаблоны деятельности, (в) установить механизмы координации экспертного сообщества и государственных органов с минимальными издержками. Невыполнение хотя бы одной из этих трех задач будет приводить либо к тому, что эксперты продолжат воспроизведение стандартных, но неприменимых, невостребованных в новых условиях решений, либо к тому, что инерционно действующие государственные органы заблокируют реализацию любых экспертных инициатив и дестимулируют тем самым любую экспертную поддержку, либо к тому, что расходы на экспертное сопровождение мер промышленной и конкурентной политики ощутимо превысят приносимую им выгоду для общественного благосостояния.

Основная цель исследования: Выработать экономически обоснованные механизмы взаимодействия органов власти и экспертного сообщества в сферах конкурентной и промышленной политики.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

1. Систематизировать действующие в России практики и стандарты экспертной экономической поддержки решений в сферах конкурентной и промышленной политики.

2. Отобрать лучшие практики экспертной экономической поддержки решений в России и зарубежных странах.

3. Выявить барьеры, ограничивающие результативность экспертной экономической поддержки.

4. Определить (разработать) институциональные альтернативы экспертной экономической поддержки решений.

5. Определить критерии выбора и механизмы сравнительной оценки эффектов применения различных альтернатив экспертной экономической поддержки решений.

6. Разработать рекомендации по построению обновленной системы институтов экспертной экономической поддержки решений в сферах конкурентной и промышленной политики.