Структурное подразделение:  Центр исследований конкуренции и экономического регулирования

Руководитель работ:  Король Наталия Георгиевна, Научный сотрудник, Кандидат экономических наук

Сроки выполнения: 2023 год.

Актуальность исследования: В последнее время наблюдается тенденция к расширению полномочий антимонопольных органов за пределы вопросов защиты конкуренции, в те области, которые традиционно относились к промышленной политике. Характерно, что в ответ на шоковые события в экономике инструменты антимонопольного регулирования распространяются на действия, не связанные с ограничением конкуренции. Например, в настоящий момент ФАС России продвигает инициативу о привлечении к ответственности за неоправданное повышение цен лиц, не занимающих доминирующее положение . Ранее ФАС выступала с предложением о регулировании цен на услуги гостиниц .Аналогичные процессы происходят не только в России. Так, в США в ответ на кризисные явления, вызванные пандемией коронавируса, было принято специальное законодательство, ограничивающее возможность к спекулятивному ценообразованию, контроль за которым возложен на антимонопольные органы . В частности Федеральная торговая комиссия США осуществляет контроль за ценообразованием на рынке бензина , хотя ранее в США вопрос спекулятивного ценообразования вообще не относился к компетенции антимонопольных органов . В свою очередь в ЮАР и ранее были запрещены эксплуатирующие практики доминирующих хозсубъектов, но в период пандемии контроль за ценообразованием по ряду товаров фактически был расширен на все компании, независимо от наличия признаков доминирования . При этом, несмотря на наблюдаемые в условиях кризиса тенденции к усилению рыночного регулирования, практика Евросоюза показывает, что в то же время противодействие практике, ограничивающей конкуренцию, может быть ослаблено. Так, Еврокомиссия отмечает, что «чрезвычайная ситуация может вызвать необходимость координации между компаниями с целью обеспечения поставок и справедливого распределения дефицитных продуктов» . В таких условиях Комиссия готова ослабить контроль за условиями конкуренции, чтобы избежать сокращения предложения.Таким образом, с одной стороны, антимонопольные органы расширяют свою деятельность за рамками целей защиты конкуренции, фактически переходя к прямому регулированию рынков. С другой стороны, выход за рамки «жесткого ядра» антитраста и концентрация внимания на других целях неизбежно приведут к сокращению усилий по защите конкуренции (не только по причине ограниченности ресурсов антимонопольных органов, но и в силу взаимоисключаемости инструментов в плане воздействия на конкуренцию). В связи с этим возникает ряд вопросов. Насколько целесообразно отказываться от защиты конкуренции в пользу «ручного» регулирования рынков, даже в условиях кризиса? Почему регулирование рынков осуществляется силами антимонопольного органа, а не профильных и отраслевых ведомств? И наконец, если такое отклонение от базовых принципов антимонопольной политики преподносится как временное, то каков механизм возврата к исходным целям антитраста?

Основная цель исследования: Определить оптимальный набор мер антимонопольного регулирования в его сочетании с промышленной политикой в условиях экономического кризиса.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

1. Систематизировать международный опыт расширения или сокращения полномочий антимонопольных органов.

2. Выделить современные подходы к теоретическому обоснованию регулирования рынков и представить обоснование наблюдаемых процессов.

3. Определить структурные альтернативы защиты конкуренции и отраслевого регулирования в условиях экономического кризиса.

4. Оценить сравнительные преимущества, недостатки и риски структурных альтернатив защиты конкуренции и отраслевого регулирования, включая возможные последствия отказа от защиты конкуренции.

5. Определить оптимальные с точки зрения общественного благосостояния сочетания мер антимонопольного регулирования и промышленной политики в условиях кризиса.