Структурное подразделение: Центр исследований конкуренции и экономического регулирования

Руководитель работ: Павлова Наталья Сергеевна, к.э.н., старший научный сотрудник, Центр исследований конкуренции и экономического регулирования, ИПЭИ

Сроки выполнения:  2021 год.

Актуальность исследования: 2018-2020 гг. стали периодом резкого обострения интереса регулятора к деятельности российских телекоммуникационных компаний. В этот период процессы, аналоги которых наблюдались и за рубежом (например, отмена роуминга в ЕС как условный аналог отмены внутрисетевого и национального роуминга в России), происходили по уникальной схеме по итогам инициированных антимонопольных дел вместо регуляторного решения. Дополнительно антимонопольный орган расследовал и более «традиционные» дела по признакам установления монопольно высоких цен и ценовой дискриминации. Анализ данных дел подчеркивает ограниченность текущего подхода в антитрасте, когда услуги мобильной связи воспринимаются регулятором без учета важных аспектов деятельности телекоммуникационных компаний, в частности комплексного характера услуг (на стороне спроса и стороне предложения), высоких постоянных издержек, влияния процессов цифровизации и стратегии по созданию экосистем. Можно ли в этом случае утверждать, что к цифровому бизнесу применяют инструментарий из аналоговой регуляторной среды? Если основания для данного утверждения есть, то к каким последствиям это может приводить или приводит? Можно ли предложить меры по минимизации негативных последствий регулирования? Каковы варианты настройки режимов антимонопольного регулирования в данном контексте? Полученные результаты могут быть использованы и для оптимизации регулирования в других отраслях с комплексными услугами.

Основная цель исследования: определить, как комплексность услуг влияет на применимость инструментов определения границ рынков, а также на применимость концепций доминирования, монопольно высоких и низких цен, дискриминационных условий и разработать рекомендации по совершенствованию антимонопольной политики на рынках с комплексными услугами (на примере отрасли телекоммуникаций).

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • выделить характеристики рынков с комплексными услугами, предопределяющими особенности применения к ним методов антимонопольного регулирования, на основе систематизации теоретической и эмпирической литературы;
  • систематизировать международный опыт, иллюстрирующий возможные подходы к применению антимонопольного регулирования к рынкам комплексных услуг в условиях высоких постоянных издержек, а также к сочетанию антимонопольного и отраслевого регулирования;
  • выявить основные стратегии телекоммуникационных компаний в условиях цифровизации с точки зрения вероятности возникновения ошибок I и II рода в правоприменении при антимонопольном вмешательстве;
  • сформулировать предложения по совершенствованию подходов к антимонопольному регулированию рынков комплексных услуг (на примере телекоммуникаций в России);
  • предложить варианты настройки соотношения антимонопольного и отраслевого регулирования в отраслях с комплексными услугами (на примере телекоммуникаций в России).