Структурное подразделение: Центр исследований конкуренции и экономического регулирования

Руководитель работ: Курдин Александр Александрови., к.э.н., старший научный сотрудник, Центр исследований конкуренции и экономического регулирования, ИПЭИ

Сроки выполнения:  2021 год.

Актуальность исследования: Участие зарубежных производителей в качестве продавцов на российских товарных рынках, на первый взгляд, способствует развитию конкуренции и должно быть поддержано антимонопольным органом. Однако эффекты влияния импорта на российские отрасли более сложные и неоднозначные, тем более с учетом применяемых мер промышленной политики (в том числе с участием антимонопольного органа). В связи с чем необходимым является проведение анализа деятельности антимонопольных ведомств с точки зрения политики протекционизма.Вопрос соотношения промышленной и конкурентной политики применительно к защите внутренних рынков и производителей имеет непосредственное отношение к политике протекционизма и правомерности его применения в рамках антитраста. Сама по себе концепция импортозамещения не принимает форму протекционизма при соблюдении следующих условий:- поддержка внутреннего рынка осуществляется инструментами экономической политики и направлена на повышение эффективности производства продукции, участвующей в программе импортозамещения;- созданы условия свободного переключения потребителей между производителями - от менее эффективных к более эффективным;- поддержка внутреннего рынка не является самоцелью, а отвечает запросам потребителей и имеет перспективы с точки зрения интеграции в мировую экономику за счет экспорта.Однако в случае, если данные условия не выполняются, и искусственное (с применением административного ресурса) стимулирование потребителя к переключению на услуги и товары производителей на основе критерия их страновой принадлежности осуществляется без учета соотношения цены и качества, такого рода меры являются проявлением протекционизма. ФАС России выступает против практик протекционизма в масштабе субъектов РФ, однако реализует их в национальном масштабе на ряде рынков (например, на рынке оптического волокна).

Основная цель исследования: Идентифицировать риски создания условий, ограничивающих конкуренцию, при рассмотрении антимонопольных дел с участием зарубежных компаний, осуществляющих импорт на территорию Российской Федерации

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • Институциональный анализ соотношения целей и инструментов политики протекционизма, конкурентной и промышленной политик;
  • Анализ циклов антимонопольной политики и политики протекционизма в международной практике и в отечественной экономике;
  • Исследование природы цифрового протекционизма с учетом последствий для конкуренции;
  • Определение степени сонаправленности/расхождения целей и методов протекционизма и антитраста на фоне цифровой трансформации экономики; 
  • Проверка гипотезы на основе case-study (рынки графитированных электродов, оптоволокна и др.): может ли политика импортозамещения создавать барьеры для развития конкуренции;
  • Определение роли антимонопольных органов в процессе достижения баланса интересов конкурентной и промышленной политик.