Печать

Структурное подразделение: Центр изучения проблем центральных банков

Руководитель работ: Синельникова-Мурылева Елена Владимировна, к.э.н., старший научный сотрудник, Центр изучения проблем центральных банков, ИПЭИ

Сроки выполнения:  2021 год.

Актуальность исследования: В последние годы в России наблюдается быстрое развитие сегмента интернет-торговли потребительскими товарами и услугами. При этом оценки масштабов интернет-торговли значительно разнятся. Если по данным АКИТ (АКИТ 2019) по итогам 2019 г. объем интернет-торговли достиг 2,1 трлн руб., то по оценкам Росстата, интернет-торговля составляет лишь 2% совокупного объема оборота розничной торговли (в среднем по России) (ЕМИСС, 2020) . При этом доля интернет-торговли превышает 4% в Москве и Санкт-Петербурге, а также значительно выросла по всех округах страны в 2019 г. в сравнении с 2014 г. Потенциал расширения объемов интернет-торговли велик. По состоянию на 2019 г. 78% населения имеют доступ к интернету, однако только 36% используют интернет для заказа товаров и услуг (54% в Москве и 47% в Санкт-Петербурге) (ЕМИСС, 2020). В целом, согласно литературе, развитие интернет-торговли является фактором замедления инфляции. При этом методология расчета ИПЦ не учитывает изменение цен в онлайн сегменте. С учетом увеличения значимости интернет-торговли в России необходимы, во-первых, разработка подходов к оценке влияния интернет-торговли на цены в России, и во-вторых, проведение соответствующих оценок.

Основная цель исследования: Оценить степень влияния увеличения объемов интернет-торговли на инфляционные процессы в России.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования: