Структурное подразделение: Центр изучения проблем центральных банков (Трунин П.В.)

Руководитель работ: Божечкова Александра Викторовна, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Центр изучения проблем центральных банков, ИПЭИ

Сроки выполнения:  2020 год.

Актуальность исследования: переход Банка России к режиму инфляционного таргетирования предполагает использование процентной ставки в качестве ключевого инструмента денежно-кредитной политики. С точки зрения теоретических представлений, одним из условий ненейтральности монетарной политики и, в частности, работоспособности процентного канала трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики является жесткость цен. Постепенная подстройка цен к шокам совокупного спроса, включая шоки монетарной политики, обусловленная издержками меню, затратами на поиск и обработку новой актуальной для принятия ценовых решений информации и т.д., определяет значимую реакцию показателей реального сектора на данные шоки. Причем чем выше жесткость цен, тем продолжительнее и интенсивнее оказывается влияние шока монетарной политики на реальные показатели. Поскольку решения об объемах инвестиций и производства принимаются фирмами, особый интерес представляет оценка степени жесткости цен производителей для различных секторов российской экономики и выявление особенностей распространения шоков в этих секторах с учетом гетерогенности параметра жесткости цен.Оценка степени жестокости цен имеет существенное значение при построении динамических стохастических моделей общего равновесия, позволяющих в свою очередь проанализировать продолжительность и степень распространения шоков на реальный сектор экономики. Выявление доминирующей модели ценообразования российских фирм может позволить Банку России более эффективно проводить денежно-кредитную политику, принимая во внимание специфику решений фирм об объемах инвестиций и производства. Так, например, доминирование среди фирм модели ценообразования, зависящего от времени, может свидетельствовать о том, что решения ЦБ, принятые в период, когда фирмы не меняют цены, может иметь более существенное воздействие на реальный сектор экономики, чем решения, принятые в период наиболее вероятного изменения цены (январь, 1-ый квартал). Существенным для принятия Банком России эффективных решений в области монетарной политики является оценка вклада частоты и величины пересмотра цен в инфляцию. В целом, эффективность политики инфляционного таргетирования и успешность достижения цели по инфляции во многом зависит от понимания процесса ценообразования в России на микроуровне как с позиции производителей, так и с позиции ритэйлеров.

Основная цель исследования: оценка степени жесткости цен производителей для РФ и выявление особенностей реакции различных отраслей на шоки монетарной политики с учетом гетерогенности параметра жесткости.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования: 

  • Обзор теоретических подходов к моделированию жесткости цен производителей, включая time-dependent, state-dependent модели, а также модели гибридного ценообразования;
  • Анализ эмпирических методов оценки жесткости цен производителей (использование микро-данных по ценам производителей, проведение социологических опросов фирм);
  • Изучение роли жесткости информации и проблемы координации между фирмами в процессе ценообразования, изучение подходов к измерению параметра жесткости информации на основе социологических опросов фирм;
  • Оценка степени жесткости цен производителей на российских данных на основе результатов социологического опроса фирм, а также данных Росстата по ценам производителей; 
  • Верификация модели ценообразования, актуальной для российских фирм производителей;
  • Оценка различий откликов выпуска и инвестиций в отраслях с гетерогенной жесткостью цен на шоки монетарной политики; 
  • Разработка рекомендаций в области макроэкономической политики.