Структурное подразделение:  Международная лаборатория исследований внешней торговли

Руководитель работ:  Фиранчук Александр Сергеевич, Старший научный сотрудник,

Сроки выполнения: 2023 год.

Актуальность исследования: На протяжении последних лет рубль остается одной из самых волатильных валют в мире. Курс рубля влияет на цены импортируемых товаров «на границе», которые в значительной степени определяют потребительские цены как импортных товаров, так и отечественных товаров субститутов. Известно, что перенос курсов валют в цены импортируемых товаров «на границе» является неполным и зависит от многих параметров: структуры рынка, степени гетерогенности товаров, важности рынка сбыта для страны-поставщика, эластичности спроса по цене и прочих параметров. А перенос в потребительские цены импортных товаров дополнительно зависит от доли затрат на ретейл в потребительской цене и эластичности замещения. Влияние структуры рынка связано с эффектом ценообразования с учетом рыночных условий – ситуации, при которой поставщики могут корректировать свою прибыль для удержания доли на рынке. При этом, неполный перенос возможен только для гетерогенных с точки зрения потребителя товаров, т.е. различаемых по стране происхождения или фирме-производителю. Важность рынка сбыта в случае российского импорта отчетливо проявляется в поставках из СНГ. Экспортеры из этих стран ограничены в возможности быстрого перенаправления больших объемов поставок на другие рынки, что приводит к менее выраженной реакции их цен на колебания курса рубля.

Основная цель исследования: Выявить детерминанты переноса курса рубля в потребительские цены и оценить степень их влияния. Оценить эффект от ухода части импортеров с российского рынка на потребительские цены схожих товаров.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

1. Создать обзор теоретических моделей и эмпирических методов, анализирующих различные детерминанты переноса курса в потребительские цены и эффекты ухода импортеров с рынка на цены.

2. Сбор данных, их фильтрация и описание.

3. Анализ динамики цен российского импорта и потребительских цен в России.

4. Эконометрический анализ факторов, определяющих степень реакции потребительских цен на изменения курса рубля и на уход части импортеров с рынка.

5. Выработка рекомендаций по выявлению категорий потребительских товаров, наиболее уязвимых к колебаниям курса рубля и уходу импортеров с рынка.