Структурное подразделение: Лаборатория математического моделирования экономических процессов

Руководитель работ: Полбин Андрей Владимирович, к.э.н., заведующий научно-исследовательской лабораторией, Лаборатория математического моделирования экономических процессов, ИПЭИ

Сроки выполнения:  2021 год.

Актуальность исследования: Со времен становления новой теории экономического роста в 1980х гг. инвестиции в человеческий капитал и образование выступают в качестве ключевой детерминанты (определяющего фактора) долгосрочного экономического роста. До этого образование рассматривалось преимущественно как благо, полезное само по себе, и трактовалось «потребительским» товаром (Sauer, Zagler, 2012). На сегодняшний день представлено достаточно много свидетельств о положительной взаимосвязи экономического роста с уровнем образования (см., например, обзор в работе Temple, 2002). Для стран, находящихся вблизи технологической границы, особенно важны инвестиции в высшее образование, поскольку именно оно способствует экономическому росту за счет инновационного развития, тогда как для имитации технологий для экономик, находящихся вдали от технологической границы, достаточен более низкий уровень образования (Vandenbussche et al., 2006). Конечно, Россия еще далека от технологической границы. Однако в условиях ослабления взаимосвязей российской экономики с внешним миром эффективность канала экономического развития за счет имитации технологий резко снижается, и в данной ситуации необходимым условием для устойчивого экономического развития являются надлежащие инвестиции в высшее образование, по крайней мере, с точки зрения минимизации рисков и диверсификации. В этой связи представляется актуальным построить модель общего равновесия с перекрывающимися поколениями для российской экономики, в которой бы описывалось взаимодействие населения (семья), государство, образовательное учреждение, для оценки макроэкономических эффектов от альтернативных мер политики в области образования. Данная модель позволит оценивать макроэкономические эффекты от мер экономической политики в области высшего образования как в краткосрочном периоде (с точки зрения моделирования реакции агрегированного спроса и предложения), так и в долгосрочном периоде (с точки зрения накопления человеческого капитала и изменения производительности труда).

Основная цель исследования: Построить модель функционирования сектора высшего образования с описанием взаимодействия населения (семья), государства, образовательного учреждения, фирм.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • Систематизация мирового опыта построения моделей общего равновесия с сектором высшего образования;
  • Классификация используемых в литературе предпосылок о взаимосвязи экономического роста с уровнем высшего образования;
  • Систематизация экономико-математических подходов для описания задачи принятия решения индивидом о получении высшего образования;
  • Разработка блока модели домохозяйств, гетерогенных по возрасту и способностям к обучению, принимающих решение в начале своей экономической деятельности о получении высшего образования, взвешивая ожидаемый прирост в благосостоянии из-за увеличения ожидаемых доходов с потерями в благосостоянии из-за прямых и косвенных издержек, связанных с получением высшего образования;
  • Разработка сектора образовательных учреждений, предоставляющих услугу высшего образования;
  • Разработка блока секторов производства традиционных товаров потребительского и инвестиционного назначения, использующих в производстве капитала, высококвалифицированный и низкоквалифицированный труд;
  • Разработка государственного сектора, который за счет изменения тех или иных инструментов экономической и образовательной политики (например, субсидирование образования) может влиять на стимулы и решения экономических агентов относительно получения высшего образования; Калибровка параметров модели на российских статистических данных;
  • Построение сценариев развития российской экономики и оценка эффектов от альтернативных мер экономической и политики в области высшего образования.