Структурное подразделение:  Лаборатория развития налоговой системы

Руководитель работ:  Чернякова Елена Евгеньевна, Старший научный сотрудник,

Сроки выполнения: 2023 год.

Актуальность исследования: Глобализация и информатизация экономических процессов, развитие электронной коммерции, активное применение широкого спектра платёжных инструментов, основанных на инновационных технических решениях, диктует необходимость применения новых механизмов налогового администрирования. Еще с 2017 года Евразийская Экономическая комиссия разрабатывает согласованную налоговую политику в области электронной торговли стран Союза в целях создания единого цифрового пространства. Кроме того, вопрос исследования по гармонизации налогообложения электронной торговли неоднократно поднимался в обсуждениях уполномоченных представителей на площадке ЕАЭС. В частности, если обращаться к наиболее актуальным и свежим эпизодам, посвященным данной проблеме, то в начале 2022 г. Р. Бекетаев, министр по экономике и финансовому развитию ЕЭК, подчеркнул, что ожидается изменение в порядке уплаты НДС от электронной торговли на национальном уровне посредством внесения Протокола в соответствующий Договор ЕАЭС об НДС на электронные товары. Все это свидетельствует о первостепенной важности затронутой в исследовании проблемы как для российского законодателя, так и для международных налоговых отношений между Россией и странами-участницами Союза. Проблематика настоящего исследования затрагивает и защиту фискальных интересов РФ в рамках международного сотрудничества, ведь проблема занижения налоговой базы и сокрытия доходов стоит перед всем мировым сообществом. Таким образом, деятельность представителей ЕАЭС свидетельствует о том, что в 2022 – 2023 гг. следует ожидать качественный пересмотр существующего налогового режима электронной торговли ЕАЭС, что делает исследовательскую проблему особенно актуальной в настоящий момент.Необходимость проработки вопроса об изменении порядка определения места реализации работ (услуг) в торговых отношениях Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза отмечена в Приложении 2 Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.Основополагающим законодательным документом для целей настоящего исследования является и решение ВЕЭС «Об основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года» от 11 октября 2017 г. (далее – Основные направления 2017 г.). К ним же можно отнести и последующее Постановление Совета Федерации РФ «О перспективах интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза» от 23 июня 2021 – в нее входит и налоговое администрирование доходов, полученных от электронной торговли и оказания услуг, – что воспринимается российским законодателем как первоочередный фактор развития общего рынка.

Основная цель исследования: формулировка предложений по гармонизации налоговой политики ЕАЭС в сфере электронной торговли товарами, оказания услуг в электронной форме в странах членах ЕАЭС

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

1.Теоретические основы гармонизация налогообложения электронной торговли товарами, оказания услуг в электронной форме в рамках интеграционных объединений.

2.Анализ лучших мировых практик налогообложения, включая администрирование, электронной торговли товарами, оказания услуг в электронной форме.

3.Анализ действующего порядка налогообложения, включая администрирование, электронной торговли товарами, оказания услуг в электронной форме в странах-членах ЕАЭС, на наднациональном уровне.

4.Выявление сильных и слабых сторон действующего регулирования в ЕАЭС.

5.Разработка предложений по совершенствованию порядка налогообложения, включая администрирование, электронной торговли товарами, оказания услуг в электронной форме в России, иных странах-членах ЕАЭС, на наднациональном уровне.