Структурное подразделение: Лаборатория развития налоговой системы (Корниенко Н.Ю.)

Руководитель работ: Корниенко Наталья Юрьевна, кандидат юридических наук, доцент, заведующий научно-исследовательской лабораторией, Лаборатория развития налоговой системы, ИПЭИ

Сроки выполнения:  2020 год.

Актуальность исследования: на сегодняшний как в России, так и в мире стремительными темпами происходит цифровизация экономики, которая должна найти свое отражение в изменении законодательства, в том числе налогового. Действующая международная налоговая система пока слабо отражает специфику современной экономики, что дает возможность компаниям уклоняться от налогообложения или значительно минимизировать свои платежи, что на международном уровне нашло свое отражение в плане по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (План BEPS) ОЭСР. В 2020 г. ожидается новый отчет ОЭСР по налогообложению цифровой экономики. Ряд стран сообща и по отдельности вырабатывают новые решения в рамках совершенствования международной налоговой системы. Электронные услуги начинают облагаться по месту покупателя (а не продавца), разрабатываются прямые налоги в данной области, например, на уровне ЕС и отдельных стран-членов ЕС. Россия также участвует в данных работах, но пока ограничивается косвенным налогом (НДС) в рамках применения, которого в 2019 г возникли сложности при попытке обложения электронных услуг иностранных компаний напрямую без применения налоговых агентов (B2B).

Основная цель исследования: анализ актуальных правоотношений, регуляторной практики и разработка предложений по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности налоговых органов в отношении налогообложения импортных электронных услуг в России.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования: 

  • Провести анализ действующего порядка налогообложения в отношении электронных услуг по каналу импорта в России на национальном уровне.
  • Сделать аналитический обзор позиций специализированных международных организаций и интеграционных объединений в отношении налогообложения иностранных электронных услуг: ОЭСР, ЕС, ЕАЭС и иных возможных международных организаций.
  • Проанализировать международный опыт обложения иностранных электронных услуг в части действующего законодательства и законодательных инициатив ряда стран мира: ЕС, включая законодательные инициативы (Франции, Италии), опыт стран ЕАЭС и, возможно, опыт ряда иных стран.
  • Подготовить предложения по совершенствованию налогообложения импортных электронных услуг в России в части косвенного налогообложения (совершенствование действующей системы налогообложения) и в рамках прямого налогообложения (новое в законодательстве).