Структурное подразделение: Лаборатория развития налоговой системы (Корниенко Н.Ю.)

Руководитель работ: Корниенко Наталья Юрьевна, кандидат юридических наук, доцент, заведующий научно-исследовательской лабораторией, Лаборатория развития налоговой системы, ИПЭИ

Сроки выполнения:  2020 год.

Актуальность исследования: законодательство о контролируемых иностранных компаниях (далее - КИК) применяется в РФ с 2015 года с момента вступления в силу Федерального закона О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций). Усиление контрольных функций ФНС России путем расширения списка задач в сфере международного налогообложения создало большой блок новых полномочий по контролю за исполнением не только национального налогового законодательства РФ, но и за международными обязательствами РФ. Эти правовые институты динамично развиваются. В конце 2018 года в законодательство о КИК были внесены последние изменения, установившие дополнительные основания для освобождения от налогообложения прибыли КИК, уточнившие правовую квалификацию постоянного представительства КИК и порядок перераспределения прибыли. Опыт последних десятилетий показывает, что, структура международного бизнеса усложняется компании, некогда созданные в рамках одного государства, открывают дочерние предприятия, филиалы в иностранных государствах, осуществляя деятельность даже без регистрации в качестве налогоплательщиков. Правила КИК предусматривают возможность налогообложения у акционеров (контролирующих лиц) части прибыли от принадлежащих им иностранных компаний, расположенных в различных, в том числе низконалоговых юрисдикциях. РФ, в частности, установила ряд дополнительных правил, например, компании с двойной национальной принадлежностью не имеют права на льготы и преимущества в рамках соглашений, если страны не определят её статус или в случае, когда какое-либо лицо действует от имени компании, данная компания имеет статус постоянного представительства. Изначально регулирование налогообложения КИК было направлено на противодействие незаконной отсрочке налогообложения и на поддержание нейтральности импорта и экспорта капитала. Однако, со временем, цели и сфера действия правил КИК расширялись: были внесены изменения в само определение КИК, расширено определение контролирующего лица КИК, а правила были нацелены на избежание манипулирования налогоплательщиками пассивной и активной природой доходов. Роль контрольных функций ФНС активно расширялась. Однако, оценка результативности с разных позиций как с точки зрения контроля за соблюдением законодательства РФ, так и с точки зрения противодействия международному неналогообложению и конкуренции с другими юрисдикциями за доходы налогоплательщиков она никогда не изучалась.Несмотря на то, что российские правила регулирования налогообложения КИК соответствуют большинству международных рекомендаций (ОЭСР) и РФ одна из первых ввела в действие многие пункты плана BEPS, широкая деофшоризационная направленность правил КИК на наш взгляд является избыточной, так как снижает привлекательность нашей юрисдикции для крупнейших международных налогоплательщиков, понижая тем самым доходы бюджета.

Основная цель исследования: анализ актуальных правоотношений, регуляторной практики и разработка предложений по улучшению налогового администрирования в рамках глобального обмена информацией и противодействие международному уклонению от налогообложения.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования: 

  • Анализ регулирования налогообложения КИК в связи с последними изменениями в российском законодательстве.
  • Анализ международного опыта нормативного регулирования КИК в разных странах, с учетом налоговых реформ прошедших в ряде стран в период с 2016-2019 гг.
  • Анализ международной судебной практики споров по обвинению в уклонении от налогообложения, размыванию налоговой базы, манипулированию законодательством и двойному неналогообложению.
  • Результаты применения института КИК в контексте новых контрольных функций ФНС России (рассмотрение связанных механизмов борьбы с оттоком капитала, соотношение российского законодательства с планом BEPS, правила, направленные на противодействие незаконной отсрочке налогообложения, а также поддержку нейтральности экспорта и импорта капитала и т.п.).
  • Разработка предложений по изменению и дополнению российского налогового законодательства с целью минимизации возможного международного уклонения от налогообложения.