Структурное подразделение:  Центр региональной политики

Руководитель работ:  Климанов Владимир Викторович, , доктор экономических наук

Сроки выполнения: 2023 год.

Актуальность исследования: Резервные фонды как специально созданные в расходной части бюджета средства возникают в практике государственного управления достаточно часто в России и зарубежных странах, причем как на уровне центрального (федерального) правительства, так и в регионах. Цель создания резервных фондов – исполнение расходных обязательств при нехватке доходов и ограниченности выхода на долговой рынок, а также оперативное решение задач, встающих перед правительствами (администрациями) в ходе исполнения бюджета в текущем году.На уровне регионов выделяются два вида резервных фондов: непосредственно субъекта Российской Федерации и соответствующего исполнительного органа государственной власти. Резервный фонд субъекта Российской Федерации представляет собой средства, предназначенные для исполнения расходных обязательств в случае недостаточности доходов регионального бюджета для финансового обеспечения расходных обязательств.В случае, когда экономика и бюджетная система подвергаются различным шокам, резервный фонд позволяет противостоять кризисам за счет обеспечения финансирования расходов и компенсации снижения доходов в связи с рецессией. Так, весной 2020 г. регионы стали активно использовать средства данных фондов в связи с необходимостью предотвращения влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, а также в связи с необходимостью обеспечения непредвиденных расходов для преодоления распространения коронавирусной инфекции.Между тем, для отдельных регионов создание резервных фондов является достаточно рискованным в силу сложившейся практики ручного управления. В случае его формирования и аккумулирования существенного объема средств есть опасность их использования для нужд не только своего региона, но и социально-экономического развития других субъектов Российской Федерации, как это произошло с Резервным фондом Сахалинской области.Для превращения такого инструмента антикризисной политики, как резервный фонд субъекта Российской Федерации, в реально действующий инструмент необходимо преодоление существующих законодательных ограничений его формирования и предотвращение случаев нецелевого использования резервов. Для решение данной задачи необходимо изучение опыта формирования резервных фондов в регионах России и аналогичного опыта развитых стран мира с целью выявления перспективных для Российской Федерации инструментов развития резервных фондов.

Основная цель исследования: Совершенствование института резервных фондов субъектов Российской Федерации на основе анализа существующей отечественной и зарубежной практики их формирования и использования.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

1) анализ законодательных основ и бюджетных ограничений формирования резервных фондов субъектов Российской Федерации;

2) изучение практики и оценка эффективности использования средств резервных фондов в кризисные периоды;

3) систематизация и классификация факторов и рисков формирования резервных фондов субъектов Федерации;

4) создание перечня действующих резервных фондов субъектов Российской Федерации с отражением их финансовых показателей;

5) анализ зарубежной практики формирования и использования резервных фондов на субнациональном уровне;6) разработка предложений по совершенствованию института резервных фондов в Российской Федерации на региональном уровне.