Структурное подразделение:  Центр региональной политики

Руководитель работ:  Климанов Владимир Викторович, Директор научно-исследовательского центра, доктор экономических наук

Сроки выполнения: 2023 год.

Актуальность исследования: Сложившаяся система разграничения полномочий между органами публичной власти в Российской Федерации создает ряд сложностей для регионов в осуществлении их деятельности. Прежде всего это возникающая несбалансированность региональных бюджетов ввиду несоответствия объема доходов расходным обязательствам. Существует практика финансирования за счет средств региональных бюджетов вопросов, не отнесенных действующим законодательством к их расходным обязательствам, и вопросов, по которым отсутствует четкое разграничение полномочий либо решение которых не обеспечено в полной мере источниками финансирования. Новое законодательство о единой системе публичной власти (вступающий в силу с 1 января 2023 г. в полном объеме Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ и законопроект об общих принципах организации местного самоуправления) принципиально не меняет сложившийся подход к распределению полномочий. В основу отношений субъекта Федерации и муниципальных образований вводится механизм введения закрепляемых и перераспределенных полномочий муниципальных образований. Появляется возможность централизации бюджетных средств и сокращения части прежних полномочий местных администраций, что повысит неопределенность при их распределении на практике и ограничит самостоятельность муниципалитетов. Таким образом, сохраняются прежние и появляются новые риски недостатка финансовых ресурсов для реализации полномочий региональных органов государственной власти.Имеет место и высокая межрегиональная дифференциация социально-экономического развития, накопленного доходного потенциала и качества финансового менеджмента, затрудняющая упорядочение вопросов разграничения полномочий между уровнями власти. В условиях высоких различий между регионами по показателям социально-экономического развития определение баланса объемов федеральных и региональных полномочий особенно затруднено.В последние годы на уровне Правительства Российской Федерации принимаются решения, связанные с развитием регионов, которые носят характер «ручного управления» и не вкладываются в существующую систему распределения полномочий. Данную проблему усугубила необходимость принятия экстренных антикризисных мер, направленных на стабилизацию ситуации в регионах в период острой фазы распространения новой коронавирусной инфекции Covid-19. В свете текущего экономического кризиса, сужения горизонта планирования и резкого повышения неопределенности риски отхода от формальной схемы распределения полномочий многократно увеличиваются. Это также обусловливает актуальность корректировки сложившейся схемы.Особенности распределения полномочий напрямую влияют на объем и структуру межбюджетных трансфертов. Так, дисбалансы региональных бюджетов часто устраняются прямым «вливанием» федеральных средств. Известно, что межбюджетные трансферты, хотя и позволяют обеспечить текущее исполнение бюджетов, негативно влияют на фискальные стимулы, приводя со временем к росту заимствований и долга. На уровне бюджетных систем субъектов Федерации основная часть межбюджетных трансфертов направляется на финансирование образования и дорожную деятельность, что позволяет обеспечить финансирование важнейших сфер социально-экономического развития регионов, но одновременно сдерживает самостоятельность в вопросах определения направлений и объемов бюджетных расходов на местах.Все эти ограничения приводят к нарушению принципов финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации и сбалансированности их бюджетов, увеличению дефицитности и росту долговой нагрузки. Совершенствование разграничения полномочий между органами публичной власти в Российской Федерации позволит увеличить самостоятельность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при исполнении ими соответствующих обязательств, укрепит их долгосрочную финансовую устойчивость и повысит эффективность расходования бюджетных средств.

Основная цель исследования: Разработка методологической основы совершенствования системы разграничения полномочий между органами публичной власти в Российской Федерации с целью исключения рисков возникновения необеспеченных мандатов и дефицита региональных бюджетов и повышения маневренности управления бюджетными средствами субъектов Российской Федерации.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

1) выявление теоретических основ и предпосылок в распределении полномочий между различными уровнями власти;

2) анализ законодательных основ разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

3) инвентаризация и систематизация полномочий органов государственной власти субъектов Федерации в рамках сложившей системы разграничения предметов ведения;

4) анализ лучших практик систем разграничения расходных полномочий между уровнями бюджетных систем в странах мира;

5) ретроспективный анализ перераспределения полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти;

6) выявление особенностей трансформации роли органов государственной власти субъектов Федерации в системе органов публичной власти в условиях кризисов;

7) выработка рекомендаций по созданию механизмов предотвращения делегирования расходных обязательств, не обеспеченных финансированием из средств вышестоящего бюджета.