Структурное подразделение: Центр региональной политики (Климанов В.В.)

Руководитель работ: Климанов Владимир Викторович, доктор экономических наук, доцент, директор научно-исследовательского центра, Центр региональной политики, ИПЭИ

Сроки выполнения:  2020 год.

Актуальность исследования: ключевым фактором ускорения экономического роста и реализации национальных целей и приоритетов является повышение инвестиционной активности и эффективности использовании инвестиционных средств при увеличении ресурсов и доли валового накопления в ВВП. Рост инвестиционной активности предполагает решение комплекса проблем, связанных с модернизацией производственного, трудового, социального и инновационного потенциала. Одной из системных задач национальных проектов является устойчивого развития российской экономики является формирование дополнительного спроса на промышленную и высокотехнологичную продукцию отечественного производства, увеличение объемов и качества товаров и услуг для внутреннего и внешнего рынков, создание высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора, формирование благоприятной деловой, инвестиционной и конкурентной среды для предприятий крупного, среднего и малого бизнеса. В этой связи актуализируются проблемы повышения производительности труда за счет развития человеческого капитала. Одним из главных рычагов правительства в управлении экономикой также является налогообложение. С одной стороны, налоги выступают основным источником государственных доходов, с другой, фискальная политика воздействует на поведение индивидуальных агентов и предприятий, причем воздействие часто имеет не линейную, а более сложную спецификацию. В этой связи актуален вопрос об агрегированном воздействии налогового режима на состояние экономики, мерой которого является темп экономического роста. Меры налоговой политики влияют через множество каналов, благодаря чему охват вопросов, исследуемых в данном направлении, крайне велик. Долгосрочные эффекты смягчения налоговой нагрузки зависят от принципа финансирования реформы: симметричного сокращения расходов государственного управления или возврата к высоким налоговым ставкам в будущих периодах. Согласно Указу Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 г., экспорт российской аграрной продукции в стоимостном выражении в ближайшие пять лет должен увеличиться в 1,8 раза до 45 млрд долл. к 2024 году. Для осуществления плана в рамках проекта по развитию экспорта продукции АПК в 2019-2021 годах планируется заключить не менее ста корпоративных программ международной конкурентоспособности по основным направлениям вывоза. В данный момент в России реализуется также проект по вовлечению российского бизнеса в закупки организаций системы ООН, где периодически публикуются тендеры на поставку оборудования и решений для сельского хозяйства по всему миру. Участие отечественных производителей аграрной продукции в данной программе также призвано помочь в развитии внешних продаж. Российским экспортерам часто не хватает информации о существующих правилах доступа на зарубежные рынки. В этой связи работе будут рассмотрены крупнейшие экспортные рынки российского продовольствия и проведен анализ применяемых там протекционистских мер. Достижение сформулированных в национальных проектах целей экономического и социального развития предполагает существенные изменения в функционировании рынков товаров, услуг труда и капитала, своевременное выявление ограничений и рисков развития. В этой связи принципиальное значение имеет исследования факторов изменений экономической ситуации, согласованности показателей и системы мер по реализации и финансированию национальных проектов, что и обуславливает актуальность и своевременность темы НИР.

Основная цель исследования: проведение систематизации факторов экономического развития, темпов роста ВВП и составляющих качества жизни населения России и ее регионов, в том числе проведение оценок влияния уровня и структуры налоговой нагрузки на темпы экономического роста, систематизацию существующих тарифных и нетарифных барьеров в странах - импортерах несырьевой продукции России (на примерах отдельных групп товаров).

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования: 

  • обзор теоретических и эмпирических работ, документов стратегического планирования и управления экономикой и социальными процессами, качественных и количественных параметров, а также практики развития институтов и инфраструктуры поддержки бизнеса и управления ресурсами. Для оценки условий реализации целей и задач политики в области повышения благосостояния населения в НИР будут проанализированы такие индикаторы, как снижение социально-экономического неравенства, стимулирование домохозяйств на вложение их ресурсов в повышение уровня и качества жизни. Важным направлением перспективного устойчивого развития экономики являются проблемы развития транспортно-коммуникационных систем и информационных систем управления и предоставления услуг, способствующих эффективному развитию и снижению дифференциации качества жизни. В рамках НИР будет проведен анализ основных структурных сдвигов в экономике с учетом поставленных задач реализации социальных параметров развития, формирования спроса на высокотехнологичную продукцию и услуги на внутреннем и внешнем рынках.
  • Результатом обзора теоретической и эмпирической литературы, посвященной анализу влияния налоговой нагрузки и налоговой структуры на экономический рост в стране, будет выявление основных принципов такого влияния, а также систематизация различных подходов к анализу влияния налоговой нагрузки и налоговой структуры на экономический рост. НИР также предполагает изучение методологической базы оценки влияния налогов на экономический рост в России и описание проверяемых гипотез. Затем будет произведена оценка эффектов от реформ налоговой системы для экономического роста в России, а также приведена содержательная интерпретация результатов оценки. По результатам оценивания будут выработаны рекомендации в области бюджетно-налоговой политики в РФ.
  • В ходе работы будет проведен анализ динамики экспорта российского продовольствия за последние 10 лет, в том числе, его товарной и географической структуры. Сельское хозяйство - одна из немногих отраслей экономики, которая непрерывно растет последние 15 лет. То же и в части экспорта российского продовольствия, который растет как в физическом, так и в стоимостном выражении. Поставки продовольствия на мировой рынок представляют собой значимую долю российского внешнеторгового оборота: в 2018 г. они составили 5,5% от всего объема российского экспорта. Кроме того, в рамках НИР планируется выявление основных торговых барьеров на пути российского продовольствия на мировой рынок. В последние годы набор нетарифных мер стал более разнообразным по причинам неэкономического характера, связанного с решением проблем охраны жизни и здоровья человека, защиты растительного и животного мира, охраны окружающей среды, национальной безопасности, вопросами этики, религии и т.д. Увеличилось количество нетарифных мер, применение которых сложнее контролировать и оспаривать на международном уровне, что дает возможность более эффективно манипулировать ими, осуществляя политику протекционизма.
  • В работе будет дан конкретный перечень защитных мер, применяемых основными торговыми партнерами РФ, а также сформулированы рекомендации по преодолению торговых барьеров. Результаты проведенного анализа станут основой для разработки рекомендаций и оценки перспектив реализации поставленных целей соответствующих национальных проектов.