Структурное подразделение:  Центр пространственной экономики

Руководитель работ:  Пономарев Юрий Юрьевич, к.э.н., заведующий центром, Центр пространственной экономики ИПЭИ

Сроки выполнения: 2023 год.

Актуальность исследования: Договор о создании ЕАЭС в 2014 г. провозгласил скоординированную (согласованную) транспортную политику государств  членов Союза, среди приоритетов которой формирование единого транспортного пространства и координация развития транспортной инфраструктуры (ст. 86 Договора). Последовательная работа над заявленными приоритетами означает необходимость моделирования изменений в транспортных потоках в границах Союза по мере становления единого транспортного пространства. Облегчение перевозок товаров между странами Союза обусловливает новую географию транспортных потоков и, следовательно, новые требования к конфигурации многослойной транспортной системы стран Союза и провозной способности разных ее участков, влияет на территориальные различия в доходах. Сосредоточение на общих проектах на евразийском пространстве еще более актуальным делают меры стран  западных соседей России по закрытию своих границ для российских перевозчиков. Моделирование оптимальной для благосостояния населения транспортной сети актуально также для иных территорий, логистика перевозок из которых тесно связана с Российской Федерацией и которые открыты для грузового сообщения с Россией.

Основная цель исследования: Разработка подхода к моделированию оптимальной с точки зрения благосостояния жителей транспортной сети и ее развития для России и иных стран  членов ЕАЭС, а также иных прилегающих к России территорий

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • систематизация современных теоретических и эмпирических исследований по построению оптимальных транспортных сетей  расширение графа провозной способности дорог между муниципальными образованиями России на территорию стран ЕАЭС и иных прилегающих территорий, открытых для грузового сообщения с Российской Федерацией; 
  • разработка формализованного подхода к моделированию оптимальной транспортной сети, в том числе включая учет различных экономических механизмов (внешнеторговых потоков;
  • спроса на перевозку разных товаров разными видами транспорта; провозной способности инфраструктуры, в том числе портов; миграции населения)  разработка рекомендаций о направлениях совершенствования транспортной инфраструктуры стран Союза и возможной перестройке транспортной системы на иных открытых для российских перевозок территориях.