Структурное подразделение: Лаборатория анализа данных и отраслевой динамики (Рей А.И.) Института отраслевых рынков и инфраструктуры

Руководитель работ: Рей Алексей Игоревич, кандидат экономических наук, заведующий научно-исследовательской лабораторией, Лаборатория анализа данных и отраслевой динамики, ИОРИ
 
Сроки выполнения:  2020 год.

Актуальность исследования: В рамках исследования будет проведен анализ:- факторов, влияющих на "рождаемость" и "смертность" компаний в розничной торговле в период распространения цифровых платформ;- направления влияния прямых и косвенных сетевых эффектов на продуктовых субрынках цифровой платформы (на стороне продавцов).На основе панельных данных на уровне отдельных фирм будет проведена эконометрическая проверка следующих гипотез:- в розничной торговле не выполняется закон Жибра, предполагающий пропорциональность темпов роста компаний их текущему размеру;- при распространении цифровых платформ увеличивается внутрифирменная производительность выживающих компаний розничной торговли;- распространение цифровых платформ увеличивает эффективность распределения ресурсов за счет ухода менее производительных фирм с рынка.Практическое значение проверки этих гипотез состоит в информировании государственной политики поддержки предпринимательства, конкурентной политики и отдельных аспектов политики цифровизации экономики России относительно протекающих в экономике конкурентных процессов и их последствий.

Основная цель исследования: Целью исследования является количественная и качественная оценка влияния входа и распространения цифровых платформ на сектор розничной торговли в Москве на подробных финансово-экономических данных об участниках этих платформ и традиционных розничных магазинах.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • Накопление базы данных по участникам традиционного рынка розничной торговли и электронных платформ.
  • Оценка динамики показателя уровня проникновения цифровых платформ в сектор розничной торговли.
  • Выявление факторов, влияющих на вероятность «рождаемости» и «смертности» компаний с проникновением и распространением цифровых платформ.
  • Проверка выполнения закона Жибра для компаний розничной торговли.
  • Проверка гипотезы о повышении внутрифирменной производительности выживающих компаний при распространении цифровых платформ.
  • Проверка гипотезы о положительном влиянии распространения цифровых платформ на уход с рынка менее производительных фирм.
  • Оценка масштаба прямых и косвенных сетевых эффектов на продуктовых субрынках цифровой платформы на стороне продавцов.
  • Выработка рекомендаций для федеральных и региональных органов исполнительной власти.