Структурное подразделение: Лаборатория инфраструктурных и пространственных исследований (Пономарев Ю.Ю.) Института отраслевых рынков и инфраструктуры 

Руководитель работ: Пономарев Юрий Юрьевич, кандидат экономических наук, заведующий научно-исследовательской лабораторией, Лаборатория инфраструктурных и пространственных исследований, ИОРИ
 
Сроки выполнения:  2020 год.

Актуальность исследования: Смертность в результате ДТП в России заметно выше по сравнению с развитыми странами и странами с аналогичным уровнем экономического развития. Так, на конец 2017 г. уровень смертности в ДТП в России составил 13 человек на 100 тыс. населения. По данным МВД России, всего в течение 2018 года на территории Российской Федерации было зарегистрировано 168.1 тыс. ДТП (-0.8% по сравнению с 2017 г.), в которых погибли 18.6 тыс. (-4.6% по сравнению с 2017 г.) и получили ранения около 214.9 тыс. человек (-0.2% по сравнению с 2017 г.). То есть смертность в ДТП в расчете на 100 тыс. населения за 2018 год снизилась незначительно и составила 12.4 человек. Снижение смертности в результате ДТП является одной из национальных целей, зафиксированных в в указе Президента Российской Федерации №204 от 07.05.2018 г. (в 3,5 раза к 2024 году), Перспективной целью к 2030 г. является близкого к нулевому уровню смертности. При этом следует отметить, что смертность в ДТП характеризуется существенной пространственной гетерогенностью, которая достаточно слабо проработана в отечественной экономической литературе, что обуславливает необходимость соответствующего дифференцированного подхода при формировании мер по снижению количества ДТП. В связи с этим исследование детерминант пространственного распределения ДТП и смертности в ДТП является крайне актуальной задачей.

Основная цель исследования: Выявление и структуризация ключевых детерминант дорожно-транспортных происшествий, анализ и оценка влияния их динамики и особенностей пространственного распределения на количество ДТП в России для разработки научно-обоснованных подходов к снижению уровня смертности на российской автодорожной сети.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • Проведение анализа и систематизация теоретических и эмпирических подходов к моделированию ДТП и смертности в ДТП;
  • Проведение анализа и систематизации детерминант ДТП и смертности в ДТП на автомобильных дорогах, а также механизмов влияния их пространственного распределения на ДТП и смертность в ДТП;
  • Разработка подхода к эмпирическому анализу и оценке влияния выявленных детерминант и их пространственного распределения на ДТП и смертность в ДТП;
  • Формирование базы данных для проведения исследования, содержащей детализированную информацию о случаях ДТП в России за ретроспективный период;
  • Проведение эмпирического анализа, структуризация, анализ и интерпретация полученных результатов, проверка их устойчивости;
  • Разработка и формирование практических рекомендаций на основе полученных результатов исследования.