Структурное подразделение: Лаборатория инфраструктурных и пространственных исследований (Пономарев Ю.Ю.) Института отраслевых рынков и инфраструктуры 

Руководитель работ: Михайлова Татьяна Николаевна, ph.d., старший научный сотрудник, Лаборатория инфраструктурных и пространственных исследований, ИОРИ
 
Сроки выполнения:  2020 год.

Актуальность исследования: Межрегиональная миграция в современной Российской Федерации была предметом изучения экономистов с начала 1990х годов. За пост-советский период география межрегиональной миграции населения претерпела ряд серьезных изменений, соответствующих структурным изменениям в региональных факторах притяжения и отталкивания миграционных потоков, что отмечалось в эмпирических работах по межрегиональной миграции в России на данных вплоть до 2011 года. В настоящее время накоплен широкий пласт социологической и демографической научной литературы, изучающей миграцию населения в России, ее возрастную структуру и общую направленность. Однако эти работы используют общедоступные данные Росстата и работают с агрегированными данными или с детализацией на уровне общего притока или оттока миграции в регион. «Миграционная матрица», то есть детализированные данные по направленным потокам мигрантов для каждой пары регионов собираются Росстатом, но не публикуются в открытом доступе. Мы предлагаем работу на основе этих дисагрегированных данных за 2011-2017 годы, которые предоставлены нашим исследователям по частному запросу. Работ, изучающих тенденции в межрегиональной структуре миграции населения на основе таких дисагрегированных данных после 2011 года пока нет. Однако, есть основания полагать, что после кризиса 2008-2009 годов, а также в период внешнеполитического кризиса с 2014 г.и по текущий момент, с замедлением роста доходов населения могли измениться также и география миграции, и ее интенсивность. Кроме того, в 2011 году методика расчета показателя миграции Росстатом была изменена: теперь в данные по миграции включены не только люди, изменившие постоянную регистрацию, но и люди, меняющие место жительства (формально) временно, на срок свыше 9 месяцев. Таким образом, в данных лучше учтены потоки межрегиональной трудовой и сезонной миграции, а значит выводы прежних исследований могут быть уточнены или изменены. Наше исследование предлагает актуализировать количественные результаты анализа факторов миграции и рассмотреть также влияние различных стимулирующих мер, проводимых государством для привлечения миграции в отдельные регионы страны. На настоящий момент доступны данные по миграции между регионами до 2017 года.

Основная цель исследования: Оценить влияние экономических, социальных факторов и факторов экономической политики на структуру межрегиональных потоков миграции населения в России.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • Проанализировать российскую и зарубежную литературу по структуре миграции и факторам притяжения и выталкивания.
  • Составить актуальную базу данных региональных показателей вплоть до 2017 года для оценки модели
  • Провести предварительный анализ данных.
  • Построить эконометрическую модель миграционных потоков из региона в регион Российской Федерации на основе теории новой экономической географии. Оценить серию моделей попарных миграционных потоков между регионами России в 20107-2017 годах на панельных данных.
  • Протестировать гипотезы о различных факторах, влияющих на миграционные потоки, в том числе о влиянии стимулирующих мер политики, нацеленных на привлечение населения в отдельные регионы России территории.
Мы предлагаем оценить три семейства эконометрических моделей попарных межрегиональных миграционных потоков моделей.
  • Первое семейство моделей (аналогичные Андриенко, Гуриев (2004)) модель панельных данных с индивидуальными эффектами пары регионов источник-место назначения. В рамках такой модели можно тестировать гипотезы о факторах притяжения и выталкивания, когда этот фактор меняется во времени. Среди таких факторов показатели доходов и заработной платы, занятости.
  • Второе семейство моделей (аналогичные, например, Crozet (2004)) - базируется на общей теории «новой» экономической географии, учитывает как характеристики региона-источника и региона-назначения, но и их взаимное расположение в географическом пространстве. Модель приводит к уравнению для панельных данных с индивидуальными эффектами региона-источника и региона-места назначения. В рамках таких моделей можно без смещения оценить гравитационный коэффициент, параметризовать функцию расстояния и протестировать гипотезы о ее параметрах и факторах, вложенных в функцию расстояния. Также эта спецификация позволяет оценивать эффекты воздействия мер политики, которые вводились в течение рассматриваемого периода (2011-2017).
  • Третье семейство (аналогичные Вакуленко, Гуриев (2015) нелинейные спецификации связи миграции и уровня/динамики региональных доходов. В рамках этих моделей можно тестировать гипотезы о ловушках бедности и общей мобильности населения и делать выводы о взаимной связи миграции и межрегиональной сходимости уровней доходов населения. Результатом работы станут оценки параметров модели миграции населения. На основе оценок планируется сделать выводы об основных направлениях миграционных потоков в Российской Федерации, динамике миграции, основных тенденциях и эволюции географии преобладающих миграционных потоков.
Для решения поставленных задач будут применяться следующие методы (методология) исследования: Многофакторный регрессионный анализ, модели панельных данных, оценка эффектов воздействия.