Структурное подразделение: Лаборатория исследований международной торговли (Кнобель А.Ю.)

Руководитель работ: Кнобель Александр Юрьевич, кандидат экономических наук, заведующий научно-исследовательской лабораторией, Лаборатория исследований международной торговли, ИПЭИ

Сроки выполнения:  2020 год.

Актуальность исследования: одной из целей, сформулированных в Указе Президента РФ О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года от 7 мая 2018 года, является наращивание объемов несырьевого неэнергетического экспорта к 2024 году до 250 млрд долл. США. Для достижения этой цели необходимо, помимо прочего, проводить эффективную политику, направленную на стимулирование выхода российских предприятий на экспортные рынки, закрепления и наращивания присутствия на этих рынках. Цены, по которым российские предприятия способны поставлять свою продукцию иностранным покупателям, являются ключевым показателем, влияющим на решение фирм относительно самого факта и интенсивности экспорта в данном экспортном направлении. Многочисленные теоретические работы предлагают множество механизмов влияния различных факторов на цены экспорта, при этом часть из этих факторов потенциально может быть использована или, по крайней мере, принята во внимание при проведении политики стимулирования экспорта. В этой связи комплексное изучение факторов, влияющих на цены российских экспортеров, представляет собой актуальное и важное с практической точки зрения направление исследований. В свою очередь, масштабные изменения внешних для российской экономики условий, произошедшие в период 2014-2015 гг., представляют собой показательный источник экзогенной вариации для такого эмпирического исследования. Помимо этого, можно указать на фундаментальную значимость предлагаемого исследования, которая заключается в эмпирическом выявлении механизмов ценообразования и их относительной важности, что будет способствовать более детальному пониманию деятельности фирмы в современных условиях.

Основная цель исследования: выявление и описание закономерностей, определяющих динамику цен экспорта российских фирм. В общем случае цена товара определяется в результате сложного процесса взаимодействия между покупателем и продавцом. На этот процесс может влиять большое количество различных факторов, которые во многих случаях индивидуальны для данной пары контрагентов. Тем не менее, многочисленные теоретические и эмпирические исследования указывают на то, что в поведении цен (в том числе и цен экспорта) могут наблюдаться определенные закономерности, общие для всей совокупности внешнеторговых сделок или, по крайне мере, для определенного их подмножества. Современная теория предлагает целый ряд механизмов возможного влияния достаточно широкого спектра факторов на динамику цен экспорта. Эти механизмы принято разделять на ценовую дискриминацию и различия в качестве. Выраженность этих механизмов может отличаться в зависимости от конкретных условий, в которых фирмы осуществляет свою деятельность. Модели новейшей теории международной торговли в сочетании с эмпирическими исследованиями указывают на то, что среди производителей и экспортеров наблюдается достаточно высокий уровень разнородности, который должен учитываться при анализе внешнеторговой деятельности, в том числе и цен экспорта. Ожидаемым результатом предлагаемого исследования является комплексное качественное и количественное описание экономических механизмов в поведении цен российских экспортеров, проведенное на детализированных данных таможенной статистики с учетом разнородности предприятий, текущего состояния российской экономики и совокупности внешних условий. Поскольку цена является отражением конкурентоспособности фирм на международных рынках, выявление закономерностей динамики цен экспорта необходимо для прогнозирования способности российских фирм поставлять товары на внешние рынки в условиях тех или иных внешних для фирм шоков, в том числе шоков политики. Полученные в работе результаты предлагается использовать для выработки рекомендаций к внешнеторговой и промышленной политике РФ.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования: 

  • Обзор теоретических и эмпирических исследований, посвященных исследованию поведения цен экспорта. Решение данной задачи позволит сформировать перечень механизмов, которые могут проявляться в поведении цен экспортеров. На основании этих механизмов будет сформирован список содержательных гипотез, подлежащих статистической проверке на российских данных. Обзор эмпирических подходов позволит сформулировать конкретную методологию эмпирического исследования, которая будет использована для изучения динамики цен российского экспорта.
  • Сбор и обработка необходимой статистки, построение массива данных для исследования. На основе перечня содержательных гипотез и подходов к эмпирическому изучению цен экспорта необходимо произвести сбор необходимой статистики. Для этого требуется составить соответствие между параметрами и переменными, используемыми в теоретических моделях, и показателей, которые могут быть получены на основе реальных данных, произвести необходимые преобразования и расчеты. Результатом решения данной задачи будет являться массив данных, который будет использован для эмпирического исследования динамики цен российских экспортеров. Построение массива данных будет максимально автоматизировано, что позволит в будущем актуализировать результаты исследования с минимальными затратами времени.
  • Статистическая проверка содержательных гипотез относительно влияния различных факторов на динамику цен российского экспорта. В рамках решения данной задачи будет произведено оценивание эконометрических моделей динамики цен российского экспорта. Полученные оценки будут использованы для количественной характеристики выраженности механизмов ценообразования.
  • Выработка рекомендаций относительно внешнеторговой и промышленной политики РФ с учетом полученных в работе результатов.