Структурное подразделение: Лаборатория исследований проблем предпринимательства (Баринова В.А.)

Руководитель работ: Земцов Степан Петрович, кандидат географических наук, старший научный сотрудник, Лаборатория исследований проблем предпринимательства, ИПЭИ

Сроки выполнения:  2020 год.

Актуальность исследования: в условиях технологической революции, связанной с внедрением новых цифровых технологий, автоматизацией производств существенно возрастают риски структурной безработицы. Одним из условий адаптации к этим рискам является развитие малого технологичного бизнеса, поддержка предпринимательской инициативы. Но в России уровень инновационной активности предприятий (менее 10% фирм внедрили технологические инновации в 2017 г.), уровень предпринимательской активности (менее 6% жителей хотели бы открыть свое предприятие в ближайшие годы) крайне низок в сравнении с более развитыми странами и даже в сравнении постсоциалистическими восточно-европейскими странами. При этом в России есть регионы, где новые высокотехнологичные фирмы создаются чаще. Важно выявить факторы, влияющие на создание новых фирм, понять, насколько государственная политика помогает (или мешает) этим процессам.Высокотехнологичное предпринимательство потенциальный источник диверсификации и роста экономики России в долгосрочной перспективе в условиях современных глобальных трендов, связанных со сменой технологий. Происходит кардинальное расширение возможностей выхода на рынки для новых фирм благодаря распространению цифровых платформ, возникновению новых рыночных ниш. Перспективные рынки цифровой экономики в России с большой вероятностью будут заполняться вчерашними и сегодняшними малыми фирмами, если не будут монополизированы зарубежными ТНК. Многие современные крупнейшие компании высокотехнологичного сектора в России (Яндекс, Kaspersky, ABBYY, Вымпелком, Интерскол, Технониколь, Герофарм, GS Group и т.д.) создавались как стартапы. При этом средний возраст успешных компаний в России 10-15 лет, то есть, чтобы сформировать точки роста к 2030 г., необходима новая политика поддержки стартапов уже сейчас. Для новых и молодых компаний особое значение имеют региональные и местные условия, предпринимательская экосистема, сложившаяся вокруг них, включая институциональные особенности, инфраструктуру поддержки, наличие человеческого капитала и накопленный научный потенциал. Даже венчурные инвестиции осуществляются с учетом близости объекта инвестирования. Кейсы отдельных регионов и городов уже сейчас демонстрируют значимую роль предпринимательства в России в формировании новых отраслей: инжиниринг в Тольятти, информационные технологии в Татарстане, радиоэлектроника и биотехнологии в Томске, роботы в Пермском крае и др. В Указе Президента от 7 мая 2018 года О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года представлен национальный проект Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы и Цифровая экономика, реализация которых невозможна без должной поддержки новых фирм. Ранее распоряжением Правительства Российской Федерации № 1083-р от 2 июня 2016 года была утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (далее Стратегия), в которой был выделен блок, посвященный технологическому малому и среднего бизнесу. Реализуется Национальная технологическая инициатива, предполагающая поддержку стартапов в перспективных отраслях. Это подтверждает актуальность выбранного исследования. В то же время проблемы создания в регионах благоприятных условий для возникновения стартапов, коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, мониторинга соответствующей политики не рассматриваются среди приоритетов. Актуальна задача по корректировке и дополнению соответствующих документов стратегического планирования мерами поддержки новых технологических компаний с учетом лучших мировых практик.

Основная цель исследования: определить факторы, влияющие на создание новых высокотехнологичных компаний в регионах России и разработать рекомендации по совершенствованию существующих мер поддержки стартапов и системы их мониторинга. 

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования: 

Значимость выявленных за рубежом факторов создания новых стартапов не всегда подтверждается на отечественных данных. В частности, в России есть существенный научный потенциал, высокая изобретательская активность, положительное отношение населения к новым технологиям, что в теории и на примере зарубежных исследований должно приводить к росту числа стартапов и развитию перспективных рынков высоких технологий. Но в реальности Россия даже среди восточно-европейских стран отличается низкой инновационной активностью, низкой интенсивностью создания стартапов. В своей работе мы хотели бы проверить несколько гипотез. Низкая предпринимательская активность населения, культурные барьеры (например, низкий уровень доверия) и институциональные ограничения (сложность открытия бизнеса и т.д.) мешают созданию высокотехнологичных компаний. На наш взгляд, также важно проверить гипотезу о высокой укорененности описываемых процессов: если в регионе десятилетия назад был накоплен научный потенциал, наблюдалась высокая изобретательская активность, то сегодня стартап активность будет выше. Подтверждение этой гипотезы позволит сформулировать ряд рекомендаций для региональной инновационной политики, которая во многом в России носит выравнивающий характер и предполагает поддержку стартапов во всех регионах. Еще одна гипотеза связана с проверкой значимости образовательных организаций для создания стартапов. Вузы в России могут и не оказывать существенное влияние на создание новых фирм, так как многие из них специализируются исключительно на образовательных функциях, за рубежом же высокая стартап активность характерна для регионов, где размещены университете ты крупные научные центры, да и многие зарубежные вузы специализируются на подготовке предпринимателей (например, Стэндфордский университет и Массачусетский технологический институт). За рубежом большую роль в создании стартапов играет инновационная инфраструктура, но в России многие объекты созданы лишь в 2000-е гг. на бюджетные средства и не всегда являются эффективными инструментами поддержки предпринимательства, поэтому мы также стремимся проверить значимость технопарков, центров коммерциализации и других схожих объектов для создания высокотехнологичных стартапов. Исходя из цели и предварительных гипотез исследования сформулированы следующие задачи:

  • Анализ подходов к определению понятия высокотехнологичный стартап. Для методических целей исследования на основе анализа эмпирических исследований, законодательных актов, аналитических отчетов будет сформулировано операциональное определение термина высокотехнологичный стартап.
  • Анализ зарубежных исследований о факторах создания нового высокотехнологичного бизнеса. Планируется выявить и систематизировать несколько групп факторов возникновения стартапов, что значимо для последующих научных исследований и может использоваться для разработки практических рекомендаций.
  • Обобщение лучших практик и подходов поддержки стартапов в отдельных странах мира. Это имеет прямое прикладное значение для целей научно-технологической и предпринимательской политики в России, в том числе для целей Национальной технологической инициативы.
  • Выявление современных факторов создания высокотехнологичных стартапов в регионах России. На основе собранных авторами данных с помощью эконометрических расчетов планируется определить наиболее значимые меры для создания новых фирм в разных отраслях высокотехнологичного сектора экономики. Это позволит сформировать дифференцированные рекомендации.
  • Разработка предложений по совершенствованию мер поддержки высокотехнологичных стартапов и соответствующей системы мониторинга. Рекомендации имеют прикладное значение для деятельности Министерства экономического развития Российской Федерации, а также специализированных организаций поддержки (Фонд содействия инновациям, АО РВК и др.).