Структурное подразделение:  Лаборатория исследований бюджетной политики

Руководитель работ:  Соколов Илья Александрович, Заведующий научно-исследовательской лабораторией, Кандидат экономических наук

Сроки выполнения: 2023 год.

Актуальность исследования: В своих ежегодных посланиях Федеральному собранию (в том числе от 12.12.2013 и от 03.12.2015) Президент Российской Федерации неоднократно говорил о необходимости расширения доступа негосударственных организаций к оказанию государственных и муниципальных услуг. Это должно обеспечить условия для конкуренции между государственными учреждениями и частными организациями за доступ к бюджетному финансированию, содействовать повышению их заинтересованности в привлечении потребителя, а значит, – и качества государственных (муниципальных) услуг. Во исполнение этих поручений 13 июля 2020 г. принят Федеральный закон №189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере". Этот Закон предусматривает проведение в период с 1 сентября 2020 г. до 1 января 2025 г. в 30 субъектах Федерации эксперимента по внедрению новых форм распределения социального заказа. Экспериментальный характер данного закона обусловлен наличием определенных рисков, связанных с новыми механизмами финансирования государственных (муниципальных) услуг, в числе которых можно упомянуть, в частности: нестабильный характер финансирования бюджетной сети в случае сокращения государственного задания может привести к росту кредиторской задолженности государственных учреждений; использование контрактных механизмов привлечения поставщиков может распространить на сферу социального заказа проблемы, свойственные контрактной системе, в том числе риски возникновения коррупционных отношений между государственным заказчиком и отдельными поставщиками, риски ненадлежащего исполнения частными поставщиками своих обязательств перед потребителями и некоторые другие. Сказанное обусловливает актуальность исследования вопроса о том, как на практике осуществляется внедрение новых механизмов размещения заказа на оказание государственных социальных услуг, каково качество федеральной и региональной нормативной базы, обслуживающей эксперимент, с какими проблемами столкнулись регионы, являющиеся его участниками.

Основная цель исследования: Анализ качества проработки и проблем, выявленных в процессе применения федеральных и региональных нормативных актов, направленных на внедрение новых механизмов размещения заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, и разработка предложений о совершенствовании нормативной базы эксперимента.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

1. Провести анализ зарубежной практики привлечения частных поставщиков к оказанию государственных услуг в социальной сфере на предмет выяснения: соотношения государственных и частных поставщиков, участвующих в предоставлении социальных услуг за бюджетный счет в различных отраслях, механизмов привлечения государственных и частных поставщиков к оказанию услуг за бюджетный счет.

2. Провести анализ подзаконных актов, принятых на федеральном уровне в развитие Федерального закона №189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере",  в т.ч. на предмет: механизмов обеспечения относительной стабильности объемов государственного задания для государственных учреждений, обеспечения права потребителей на выбор поставщика и прозрачности механизмов конкурсного отбора исполнителей социального заказа, эффективности механизмов государственного контроля за исполнением поставщиками своих обязательств перед потребителями гос.услуг.

3. Провести сравнительный анализ нормативных актов субъектов РФ, участвующих в эксперименте по внедрению социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, на предмет: установления их соответствия федеральному законодательству; выявления наиболее значимых отличий в подходах субъектов Российской Федерации к масштабам и механизмам привлечения частного сектора к предоставлению государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.

4. Провести анализ отчетности субъектов РФ, участвующих в эксперименте по внедрению социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, о фактических масштабах привлечения частного сектора к оказанию государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.

5. Провести опрос органов власти субъектов РФ, участвующих в эксперименте по внедрению социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, об успехах и  проблемах, с которыми они столкнулись в ходе эксперимента.6. Разработать предложения по совершенствованию нормативной базы эксперимента, направленного на внедрение новых механизмов размещения заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.