Структурное подразделение: Лаборатория исследований бюджетной политики (Соколов И.А.)

Руководитель работ: Соколов Илья Александрович, кандидат экономических наук, заведующий научно-исследовательской лабораторией, Лаборатория исследований бюджетной политики, ИПЭИ

Сроки выполнения:  2020 год.

Актуальность исследования: в настоящее время по результатам проверок, проводимых органами финансового контроля, в первую очередь выявляются незначительные процедурные нарушения, не связанные с хищениями и не имеющие принципиального значения для достижения целей национальных проектов. При этом органы финансового контроля квалифицируют в качестве неэффективного расходования бюджетных средств две совершенно различные ситуации: случаи сложно доказуемого хищения, совершенного без явных процедурных нарушений, и случаи недостижения получателем бюджетных средств программных показателей, нередко, завышенных и не полностью от него зависящих (в числе не полностью релевантных полномочиям органов государственной власти можно упомянуть задачу по удвоению численности граждан, трудоустроенных в малых и средних компаниях при том, что, по данным Росстата, за предыдущие восемь лет их численность увеличилась лишь на 3 %). Правовосстановительные действия, даже на основании представлений Счетной палаты, проводятся далеко не всегда; процент уголовных дел, как возбуждаемых, так и в особенности, доводимых до суда, по итогам последующего финансового контроля ничтожно мал.Таким образом, системы бюджетного контроля и ответственности за нарушения в сфере государственных расходов нельзя назвать эффективными. В частности, проблема отсутствия ответственности ФОИВов, нижестоящих публично-правовых образований и лично должностных лиц за достижение национальных целей развития упоминалась Президентом России на Заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам от 08.05.2019 г., а также Министром финансов и представителями Счетной палаты.Проблема осложняется тем обстоятельство, что институт ответственности за достижение целей национальных проектов не имеет ничего общего с разработанным в законодательстве институтом ответственности за бюджетные нарушения, поскольку в первом случае речь идет не о нарушениях. а о рациональности управленческих решений и эффективности бюджетных расходов.

Основная цель исследования: определение основных тенденций в области правового регулирования государственного финансового контроля и выявление направлений повышения его эффективности.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования: 

  • Анализ действующих нормативных правовых актов, регулирующих различные виды государственного финансового контроля, проводимого в целях оценки соблюдения бюджетного законодательства и эффективного расходования бюджетных средств. В процессе анализа нормативных правовых актов, регулирующих различные виды государственного финансового контроля, особое внимание будет уделено полноте и адекватности отражения в действующем законодательстве актуальных направлений развития системы государственного финансового контроля, сформулированных в программных документах федерального Правительства. Под актуальными направлениями развития системы государственного финансового контроля понимаются, в частное, тенденции к смещению акцента с традиционных для отрасли финансового контроля последующих ревизий и проверок к предварительному и текущему контролю, а также к переходу от контроля за соблюдением регламентируемых бюджетным законодательством процедур к контролю за эффективностью расходования бюджетных средств.Кроме того, особое внимание будет уделено следующим актуальным направлениям развития системы государственного финансового контроля, с формулированным в программных документах федерального Правительства стратегический аудит как перспективное направление деятельности Счетной палаты РФ; методы мониторинга достижения целей национальных проектов и формирование системы ответственное за их достижение, оценка действующих правил и перспектив дальнейшего развития правовой базы риск-ориентированного подхода при планировании контрольных мероприятий, разграничение компетенции различных органов государственногофинансового контроля; внедрение автоматизированных методов контроля за бюджетными закупками в качестве альтернативы традиционным проверкам.
  • Анализ законодательства и практики зарубежных стран в сфере государственного финансового контроля на предмет определения соответствия тенденций развития отечественного законодательства по вопросам финансового контроля мировым трендам.
  • Анализ отечественной научной литературы по предмету исследования на предмет выявления перспективных направлений совершенствования системы государственного финансового контроля, не нашедших отражения в программных документах;
  • Анализ материалов проверок и экспортно-аналитических материалов органов государственного финансового контроля на предмет определения целей и задач, которые стоят перед собой органы государственного финансового контроля, и степени их достижения;
  • Разработка предложений об оптимизации системы государственного финансового контроля по результатам исследования.