Структурное подразделение:  Лаборатория информационных технологий в управлении

Руководитель работ:  Ковалев Сергей Петрович, Заведующий научно-исследовательской лабораторией, Доктор экономических наук

Сроки выполнения: 2023 год.

Актуальность исследования: Проблема сохранения, укрепления и улучшения профессионального здоровья работающего населения страны в настоящее время весьма актуальна и значима. Эта проблема обусловлена острой необходимостью снижения влияния последствий случаев нетрудоспособности, вызванных заболеваемостью, травматизмом, долечиванием в санаторно-курортном учреждении, болезнью члена семьи, за которым необходим уход, и другими причинами, работающего населения на эффективность функционирования как предприятий различных форм собственности, так и на экономику страны в целом. Обоснование реализации НИР состоит в возникновении потребности в разработке принципиально нового методологического (медицинского, социально-экономического и информационного) подхода к формированию механизма управления комплексом мероприятий по сохранению, укреплению и улучшению профессионального здоровья работающего населения страны. Впервые причины возникновения случаев нетрудоспособности работников (мужчин и женщин) на производстве, мероприятия по их профилактике и снижению, а также экономическая целесообразность их проведения будут рассмотрены с системных, междисциплинарных позиций в допандемийный, пандемийный и послепандемийный периоды. Это позволит сформировать ряд новых рекомендаций и предложений по совершенствованию как медицинского обеспечения работающего населения страны, так и системы охраны труда на фоне сохранения профессионального здоровья работников и повышения производительности их труда. С 01.01.2022 в соответствии с приказом Минздрава России от 23 ноября 2021 г. N 1089н «Об утверждении условий и порядка формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа и выдачи листков нетрудоспособности в форме документа на бумажном носителе в случаях, установленных законодательством Российской Федерации», листок нетрудоспособности формируется в форме электронного документа, за исключением отдельных случаев, предусмотренных ч. 28 ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". С 1 января 2023 года в целях оптимизации структуры Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ, централизации установления пенсий и иных социальных выплат, а также сокращения существующих издержек, планируется на базе указанных фондов создать "Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации". Таким образом изменится порядок выдачи и оплаты листков временной нетрудоспособности, что требует анализа для формирования системы управления временной нетрудоспособностью для работодателей. Актуальность данной проблемы с точки зрения основных стратегических и программных документов РФ определена Целью 3 в области устойчивого развития, касающейся «Хорошего здоровья и благополучия» и установленной ООН в 2015 г.; Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Национальным проектом «Здравоохранение» (1 целевой показатель: Снижение смертности населения трудоспособного возраста) (1.01.2019 -31.12.2024).

Основная цель исследования: Формирование междисциплинарного (медицинского, социально-экономического и информационного) подхода к управлению процессом сохранения, укрепления и улучшения профессионального здоровья работающего населения страны посредством разработки и реализации системы организационно-методических мероприятий, направленных на минимизацию частоты случаев нетрудоспособности работников (мужчин и женщин), обусловленных различными причинами, в пандемийный и послепандемийный периоды.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

1. Анализ существующей ситуации с организацией работы крупных промышленных компаний в нашей стране и за рубежом по профилактике возникновения и снижению количества случаев нетрудоспособности работников (мужчин и женщин), обусловленных различными причинами, в допандемийный, пандемийный и послепандемийный периоды.

2. Анализ нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы организации работы крупных промышленных компаний в области профилактики возникновения и снижения количества случаев нетрудоспособности работников, обусловленных различными причинами.

3. Анализ лучших практик организации работы крупных промышленных компаний в области профилактики возникновения и снижения количества случаев нетрудоспособности работников, обусловленных различными причинами, потенциально экономически рентабельных и пригодных к масштабированию (отечественный и зарубежный опыт).

4. Формирование системы автоматизированного мониторинга причин, структуры и динамики количества случаев нетрудоспособности работников крупных промышленных компаний.

5. Разработка комплекса организационных, правовых, методических, технологических и информационных рекомендаций и предложений по снижению количества случаев нетрудоспособности, общего числа дней нетрудоспособности и частоты заболеваний, травматизма работников крупных промышленных компаний в пандемийный и послепандемийный периоды.