Структурное подразделение:  Лаборатория системного анализа отраслевых рынков

Руководитель работ:  Каукин Андрей Сергеевич, Заведующий научно-исследовательской лабораторией, Кандидат экономических наук

Сроки выполнения: 2023 год.

Актуальность исследования: Вопрос привлекательности городов для размещения предприятий МСП особенно актуален в настоящее время, принимая во внимание необходимость снижения зависимости внутреннего рынка от импортной продукции и услуг в условиях высокого санкционного давления. Города и регионы России обладают различными начальными условиями для предпринимательской деятельности, что определяет дифференциацию в региональном размещении МСП, относящихся к различным отраслям. Вопрос выбора размещения предприятий очень важен при формировании экономической политики; результаты исследования могут помочь выявить потенциал региональных рынков в отраслевом разрезе с учетом оценки влияния различных факторов – как географических, так и социально-экономических и регуляторных. Актуальность с точки зрения основных стратегических и программных документов Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. № 2816-р «Перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года»; Стратегия пространственного развития Российской Федерации до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 207-р (ред. от 16.12.2021).

Основная цель исследования: Целью НИР является выявление характеристик городов и регионов, которые делают их привлекательными для размещения предприятий МСП. Особый интерес представляют характеристики, на которые возможно воздействовать с помощью мер региональной политики.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

1. Сбор и систематизация данных: характеристики МСП (расположение, финансовые показатели, численность работников); инфраструктура (покрытие дорожной сети, доступность подключения к электросетям); экономическое и социальное положение регионов (наличие ресурсов, деловой климат, уровень локализации и диверсификации отраслей в регионе; структура населения; численность рабочей силы); региональные климатические и географические данные.

2. Расчет меры рыночного потенциала Кругмана и Харриса-Майера на основе подхода в рамках гравитационной модели, а также иных специальных переменных, необходимых для построения модели выбора местположения.

3. Построение вероятностной модели выбора размещения фирмой в рамках теории новой экономической географии; формулирование и проверка гипотез относительно факторов, влияющих на выбор места расположения фирмы при условии максимизации прибыли.