Структурное подразделение:  Центр исследований отраслевых рынков

Руководитель работ:  Павлов Павел Николаевич, Старший научный сотрудник, Кандидат экономических наук

Сроки выполнения: 2023 год.

Актуальность исследования: Пандемия COVID-19 оказала экзогенное влияние на объемы потребления отдельных видов платных медицинских услуг в России, во-первых, посредством снижения объемов спроса вследствие сокращения доходов населения, а также ограничения экономической активности (локдаунов), во-вторых, посредством снижения объемов предложения вследствие перепрофилирования части лечебных учреждений под прием пациентов с COVID-19. Указанные явления оказывали влияние на уровень рентабельности, динамику входа/выхода частных медицинских фирм и структуру отдельных сегментов рынка медицинских услуг в России (включая услуги стоматологической практики, другие виды медицинских услуг). Рынок медицинских услуг является социально значимым. Потенциальное изменение конкурентной модели под влиянием экзогенных факторов (например, переход на отдельных сегментах от совершенной конкуренции к олигополии) влияет на уровень общественного благосостояния. Моделирование конкуренции на отдельных сегментах рынка медицинских услуг, определение детерминант структуры рынка, оценка входных и выходных барьеров, могут использоваться для целей научно-аналитической поддержки при управлении развитием рынка медицинских услуг в России. В качестве источника данных в исследовании предполагается использование базы данных микроуровня СПАРК, которая, во-первых, позволяет на основе отраслевых классификаторов идентифицировать фирмы, оказывающие медицинские услуги (включая услуги стоматологической практики), во-вторых, содержит сведения о показателях экономической деятельности российских фирм, в-третьих, имеет панельную структуру, что позволяет проводить оценку динамических моделей структуры рынка. С использованием базы данных СПАРК будут рассчитываться основные переменные теоретической модели для российского случая, включая: показатели уровня прибыли фирм, модельные оценки издержек (барьеров) входа (выхода) на рынок медицинских услуг, показатели фактической частоты входа выхода/фирм, обусловленные фактическим и ожидаемым соотношением выгод и издержек, индикаторы структуры рынка, сложившейся в результате решений фирм о входе/выходе на российский рынок медицинских услуг. Эмпирические оценки величины входных/выходных барьеров для медицинских организаций, оказывающих услуги стоматологической практики, позволят разрабатывать эффективные инструменты целенаправленного воздействия на структуру рынка соответствующих медицинских услуг, минимизировать последствия возможных «провалов» рынка.

Основная цель исследования: Разработка и оценка конкурентной модели для отдельных сегментов рынка медицинских услуг в России (на примере услуг стоматологической практики).

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

1. Систематизация теоретических и эмпирических подходов к моделированию конкуренции на рынке медицинских услуг

2. Разработка теоретической модели конкуренции на рынке медицинских услуг

3. Формирование базы данных исследования

4. Эмпирическая оценка теоретической модели конкуренции на рынке медицинских услуг

5. Разработка выводов и рекомендаций по ведению экономической политики